Информация

Контакты

Представительство Оксфордского Российского Фонда (Великобритания) в РФ

Россия105062, г. Москва, ул. Покровка, д.33, стр.2

Тел.: +7 (495) 624-13-30

Глава Представительства
Оксфордского Российского
Фонда (Великобритания) в РФ

Сергиевская Алла Леонидовна

Мероприятия университетов-партнеров Фонда

Оксфордский Российский Фонд приветствует и поддерживает проведение студенческих научных конференций.

2016 год, 20–22 апреля: VII Всероссийская научная конференция студентов-стипендиатов Оксфордского Российского Фонда «Общественные практики: уроки истории и современные тренды»

20 – 22 апреля 2016 года на базе ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» (г. Екатеринбург) была проведена всероссийская научная конференция студентов-стипендиатов Оксфордского Российского Фонда «Общественные практики: уроки истории и современные тренды».

Первоначально для участия в Конференции подали заявки 189 студентов. 72 заявки поступили из других университетов, участвующих в стипендиальной программе ОРФ. После работы экспертной комиссии часть тезисов была отклонена, часть – отправлена на доработку. В итоге в конференции приняли участие 178 человек (из них 63 – студенты из иногородних ВУЗов). К началу конференции был подготовлен электронный сборник тезисов.

Доклады на пленарном заседании, состоявшемся в первый день конференции, было посвящено различным аспектам общественных практик. В дальнейшем работа шла в секциях по 10 направлениям:
1. Культура, искусство и общество: трансформация взаимоотношений
2. Трансляция исторического опыта: общественное, корпоративное, частное
3. Международные отношения: история и современность
4. Современные политические практики: теория и реальность
5. Личность в современном обществе
6. Современные социальные практики: опыт, традиции, инновации
7. Филология: аспекты изучения языка
8. Филология: аспекты изучения текста
9. Актуальные практики философствования: проблемы предмета и метода
10. Экономика на перепутье: кризис, долгосрочные тренды и социальная политика

В последний день конференции для всех участников была проведена лекция «Работа с базами цитирования и электронными ресурсами», мастер-классы по оформлению научного текста и мастер-класс для магистрантов и аспирантов «Исследование чтения в методологии практик». На закрытии конференции авторы лучших докладов были награждены памятными дипломами.

 

2015 год, 30 ноября – 2 декабря: V Международная научно-практическая конференция «Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в XX-XXI веках: опыт и перспективы»

30 ноября – 2 декабря 2015 года в Сибирском федеральном университете состоялась V Международная научно-практическая конференция «Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в XX-XXI веках: опыт и перспективы».

Одной из наиболее значимых задач являлось исследование социально-экономических, общественно-политических, поликультурных взаимодействий в этнических миграционных процессах на территории Центральной Сибири в XX-XXI веках. Также были затронуты следующие вопросы: социокультурная адаптация мигрантов как фактор современной этнической мобильности; российское и зарубежное миграционное законодательство; этнокультурная динамика и этническая мобильность в XXI веке. В конференции приняли участие ученые, исследователи, эксперты, представители исполнительных и законодательных органов власти, общественных организаций трудовых мигрантов, аспиранты, студенты, в том числе стипендиаты ОРФ.

Материалы конференции опубликованы на сайте СФУ.

2015 год, 14–19 сентября: Школа молодого автора

14–19 сентября 2015 года в Иркутском государственном университете прошла Школа молодого автора (ШМА), организованная ИГУ при поддержке Оксфордского Российского фонда и Образовательно-исследовательского и издательского центра (ОИИЦ) «Вестник Евразии». Участниками школы стали студенты ИГУ (15 участников) и СФУ (9 участников). 

Школа молодого автора ориентирована на студентов-старшекурсников и аспирантов, которые делают первые шаги в науке. Обучение дает участникам практические навыки академического письма, объясняет нюансы создания научного текста. Применяемая в школе система занятий и заданий дисциплинирует мысль, приучает к рациональной организации интеллектуальной деятельности, к коллективному решению ежедневно меняющихся задач. Работа основывается на двух принципах: обучающее участие и обучение искусству написания своего текста через редактирование чужого.

Лекторами на школе выступили: директор ОИИЦ «Вестник Евразии», руководитель ШМА Сергей Панарин, профессор кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ Виктор Дятлов, декан факультета филологии и журналистики Марина Ташлыкова, начальник научно-исследовательской части ИГУ, заведующий лабораторией исторической и политической демографии Константин Григоричев, доцент кафедры истории Отечества, регионоведения и международных отношений Ульяновского государственного университета Надежда Липатова.

Материал о Школе молодого автора на сайте ИГУ.

2015 год, 22–25 мая: VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Россия – XXI век»

22 – 25 мая 2015 года в Дальневосточном федеральном университете состоялась VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Россия – XXI век». Это традиционное крупнейшее научное мероприятие, организуемое Объединенным советом студентов ДВФУ при поддержке Оксфордского Российского фонда и Дальневосточного федерального университета. Уже во второй раз конференция проходила на базе кампуса ДВФУ – площадке, регулярно принимающей мероприятия международного масштаба и оснащенной инновационной инфраструктурой для максимального комфорта участников.

Цель конференции заключалась в том, чтобы произвести анализ ключевых событий международных отношений за 2014 год, определить позиции и роль России на мировой арене на основе научных разработок зарубежных и российских исследователей в области экономики, политики, юриспруденции и социокультурных исследований. Работа велась в 6 секциях:
- Юриспруденция;
- Мировая политика 2014;
- Российская экономика в 2014 году: контекст институциональных и ресурсных ограничений в условиях циклически нестабильного экономического развития;
- Социокультурные исследования;
- New trends in the world politics;
- Russia and its role in the context of the global transformation of the world economy in 2014.

Рабочим языком двух последних секций был английский язык. В оргкомитет поступило рекордное количество заявок - более 400 - из всех федеральных округов России и стран ближнего зарубежья. Для иногородних участников был проведен конкурс, по результатам которого 3 студента получили право на компенсацию расходов по проезду до г. Владивостока и обратно за счет ДВФУ.

В итоговый сборник, выпускаемый при поддержке Оксфордского Российского Фонда, вошло 130 лучших научных работ.

2015 год, 28–29 апреля: V ежегодная молодежная научно-практическая конференция «Институциональное развитие регионов в условиях модернизации российской экономики»

28–29 апреля 2015 года на базе экономического факультета ПетрГУ была организована и проведена V ежегодная молодежная научно-практическая конференция «Институциональное развитие регионов в условиях модернизации российской экономики». Информация о конференции была опубликована на сайте ПетрГУ.

В пленарном заседании и в работе секций приняли участие ведущие специалисты экономических факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ, ЦЭМИ РАН. Работа секций была организована по следующим направлениям:

  • Социально-экономические проблемы регионов России;
  • Экономические институты регионального развития;
  • Финансовые институты и развитие региона.

Во второй день конференции состоялся круглый стол «Фактор доверия в региональном развитии».

Полная программа конференции.

В конференции приняли участие 12 стипендиатов ОРФ из других университетов-партнеров Фонда: Тверского государственного университета, Иркутского государственного университета, Ярославского государственного университета, Новгородского государственного университета им. Я.Мудрого, Дальневосточного федерального университета, Южного федерального университета.

2015 год, 22–25 апреля: Школа «Управление региональным разнообразием: идентичности, бренды, дискурсы в современной России».

22-25 апреля 2015 года НОЦ Центр культурных исследований постсоциализма Института сравнительных исследований модернизации обществ Казанского федерального университета при поддержке Оксфордского Российского Фонда провел весеннюю школу «Управление региональным разнообразием: идентичности, бренды, дискурсы в современной России».

Всего было подано 85 заявок из 23 городов России. В результате были отобраны 26 студентов-старшекурсников и магистрантов из Иркутска, Самары, Саратова, Твери, Нижнего Новгорода, Перми, Ростова-на-Дону, Ижевска, Великого Новгорода и Казани. Преподавателями школы выступили ученые из университетов Иванова, Тарту и Казани.

Программа школы была разбита на 3 тематических блока (брендирование городов, этническое разнообразие, межконфессиональные конфликты) и включала в себя лекции, семинары, деловые игры и презентации собственных проектов участников.
В теме брендирования городов особое внимание было уделено тому, как спортивные мега-события связаны с формированием имиджа городов и регионов. Руководитель Центра культурных исследований постсоциализма КФУ Александра Яцык на примере проведения Универсиады-2013 в Казани представила конкретные способы развития региона посредством крупномасштабных мероприятий. Профессор Тартуского университета Андрей Макарычев затронул тему взаимоотношений принимающей спортивное мега-событие страны, и международных организаций – МОК, FIFA и других. Профессор Ивановского государственного университета, редактор журнала «Лабиринт» и известный российский специалист по брендингу индустриальных городов Михаил Тимофеев, рассказал о проектах «красного маршрута» и «красного Манчестера», которые могли бы стать оригинальным способом самопозиционирования целого ряда российских промышленных городов, и городов с советской историей, таких как Иваново, Пермь или Ульяновск.

Другие два блока тем школы были посвящен не менее интересным и важным вопросам мультикультурализма и этнической политики, а также возможностям управления межконфессиональными конфликтами. Преподаватели КФУ социологи Лилия Иликова, Лилия Низамова и Лариса Астахова на примерах Татарстана и других республик России поделились с участниками своим видением данных проблем. Слушатели школы, в свою очередь, высказали свое мнение по этим вопросам в рамках дебатов, посвященных обсуждению границ религиозной критики. Данный формат предполагал моделирование конфликтных ситуаций, где каждая из групп отстаивала одну из точек зрения и приводила соответствующие аргументы «за» и «против».

Завершением школы стали презентации студенческих проектов. Тематика и уровень работ отличались разнообразием и высоким качеством – среди затронутых тем были вопросы ребрендинга Крыма и крымских татар, создание мобильного приложения «Региономания», изучения феномена социальной эксклюзии в городе Казань, рекомендации по искоренению исламофобии, а также изучение предстоящего Чемпионата мира по футболу-2018 с позиции мнения граждан одного из принимающих городов – Ростова-на-Дону.

По окончании мероприятия всем участникам были вручены сертификаты.

2015 год, 1-20 марта: II Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция с элементами школы для молодых исследователей «Гуманитарные науки в условиях социокультурной трансформации: theoria cum praxis»

На базе философско-социологического факультета (ФСФ) Пермского университета при поддержке ОРФ 1-20 марта 2015 года проведена II Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция с элементами школы для молодых исследователей «Гуманитарные науки в условиях социокультурной трансформации: theoria cum praxis».
В конференции-школе приняли участие молодые исследователи – стипендиаты Оксфордского Российского Фонда из 7 ВУЗов России – в том числе из двух федеральных и двух национальных исследовательских университетов (всего 30 человек).
Данная конференция стала уже второй конференцией, организованной ФСФ при поддержке ОРФ. Основная проблема, на решение которой был направлен проект конференции-школы, как и в 2013 году, была сформулирована следующим образом: как конкретный студент-гуманитарий может конвертировать знания, полученные в ходе своей научно-исследовательской работы в актуальную проектную деятельность? Специфика конференции 2015 года заключалась в использовании Интернет-формата с использованием платформы TrueConf, а также в обновленных, приближенных к текущей социокультурной ситуации тематиках и содержании мастер-классов, которые провели наши эксперты.
Большое впечатление впечатление на участников конференции произвела вводная лекция А.И. Андреева, зам. декана факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, ответственного секретаря Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию «Современный мир и молодежь: новейшие тенденции».
Основу же интернет-конференции во второй, третий и четвертый дни ее проведения составили шесть мастер-классов: руководителя направления новейших течений Пермской художественной галереи В.Д. Береснева («Производство актуальных смыслов как основа проектной деятельности»), к. филос. н., доцента каф. философии ПГНИУ, эксперта молодежных проектов, куратора направления «Организация работы с молодежью» Е.В. Малковой («На пути к оформлению проектной идеи», «Бюджет проекта» и «Способы привлечения ресурсов в проект»), а также социолога, члена дирекции Регионального конвейера молодежных проектов С.И. Абрамовой («SMART-тест для цели проекта», «Декомпозиция цели (система задач), иерархия структуры работ проекта (пакеты работ и операций)»).
10 и 11 марта проходили презентации самих участников конференции, задачей которых была презентация результатов своей исследовательской работы, а также идей для «конвертации» этих «академических» результатов в практико-ориентированные проекты. Обсуждение докладов и проектов продолжалось и после презентации, на специально созданном на Интернет-странице философско-социологического факультета модуле.
По материалам интернет-конференции издан и разослан участникам сборник с публикацией тезисов.

2015 год, 1-20 февраля: III Всероссийская научная интернет-конференция "Трансгрессия социокультурного пространства"

С 1 по 20 февраля 2015 года в Иркутском государственном университете прошла III Всероссийская научная интернет-конференция "Трансгрессия социокультурного пространства". Виртуальное пространство создает новые возможности общения, стирает географические и профессиональные границы, формирует пространство опыта и нового знания. Для развития научно-исследовательского потенциала виртуальная среда имеет неограниченные возможности, что и показала данная конференция.

В работе конференции приняли участие молодые ученые со всей России (всего 70 докладов).

На форуме конференции отражено более семисот комментариев к представленным докладам, более трех с половиной тысяч просмотров. Особенностью этой конференции стало более активное участие магистров и аспирантов. В работе конференции приняло участие 15 человек – выпускников программы ОРФ по профилю обучения специалистов и бакалавров.

Участники конференции продемонстрировали разнообразные знания и навыки, умение выделить проблемы и обозначать перспективы развития. Активная работа на форуме конференции показала значимость выбранных молодыми учеными тем; вопросы, комментарии и замечания позволили выйти за уже устоявшиеся представления и обозначить возможные варианты развития научных исследований в будущем.

С подробным отчетом о конференции можно ознакомиться на сайте Института социальных наук ИГУ.


2014 г., 19 мая: семинар-тренинг "Электронные ресурсы и наукометрические инструменты в современном образовании и научной деятельности"

 

19 мая в Южном федеральном университете при поддержке Оксфордского Российского Фонда прошел семинар-тренинг на тему "Электронные ресурсы и наукометрические инструменты в современном образовании и научной деятельности" для студентов - стипендиатов ОРФ в ЮФУ.

Во время семинара-тренинга, который провела Ольга Дудникова, заведующая отделом электронных ресурсов ЗНБ им. Ю.А. Жданова, студенты познакомились с современными методами поиска научной информации и работы с электронными ресурсами, инструментами оценки научно-исследовательской работы и основами прикладной библио- и наукометрии. Кроме того, студенты смогли в интерактивном режиме посетить ресурсы библиографических и реферативных баз данных Web of Science, Scopus, РИНЦ. Всем участникам семинара-тренинга были вручены сертификаты.

Материалы семинара-тренинга:
1. Современные методы и механизмы поиска научной информации. Практика информационной работы с электронными ресурсами.
2. Принципы, методы и инструменты для оценки научно-исследовательской работы: введение в прикладную библиометрию и наукометрию (Scopus, Web of Science, РИНЦ).
3. Рекомендации по подготовке статьи для публикации в высокорейтинговых международных журналах.

4. Мониторинг и управление персональной результативностью в научно-исследовательской деятельности.

С материалами семинара можно ознакомиться на сайте Южного федерального университета http://sfedu.ru/www/sfedu$news$.show_full?p_nws_id=47591


2014г., 19 февраля - 2 апреля: "Городские среды" в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского

С 19 февраля по 2 апреля в ННГУ им. Н.И. Лобачевского проходил междисциплинарный лекторий «Городские среды», посвященный исследованию различных аспектов города и городской жизни. Лекторы – ведущие ученые: социологи, урбанисты, экономисты, историки, филологи, антропологи.


«ГОРОДСКИЕ СРЕДЫ. НАУКА И ГОРОД – ОСВОЕНИЕ, ИНТЕРВЕНЦИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» - это цикл из семи открытых лекций, организованный Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского при поддержке Оксфордского Российского Фонда. Объектом исследования стали различные аспекты города и городской жизни. «Курс не имеет внутренней системности, - говорит искусствовед Георгий Никич, куратор проекта, - разные люди под разными углами зрения, не пытаясь объять предмет, через разную дисциплинарность, рассказывают о городе».






В рамках цикла были прочитаны лекции:

 Надежда Нилина. Главная сцена – улица. http://youtu.be/HyVRyvBuGrE

 

 

 

 Татьяна Абанкина. Веймар – Ясная Поляна – Стратфорд-на-Эйвоне:Культурные индустрии и устойчивое развитие городов и регионов. http://youtu.be/t_sUKu-Pu_s                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Илья Утехин. Мобильность в городском пространстве: взгляд антрополога http://youtu.be/ryHAhWpqlc0

 

 

Дмитрий Хорошилов. Социально-психологическое пространство города. http://youtu.be/anDdqL3JKDY                                                                                                                                    

 

Виктор Мизиано. Искусство в городе. http://youtu.be/5rdXYugILuM



Наталья Зубаревич. С креативного неба на землю: как развиваются крупные российские города? http://youtu.be/YmRhD5tcsY8                                                                                                                                                                                        

 

Константин Богданов. Филология: глобальная деревня и городская история. http://youtu.be/xU1-8Ej6uxc

     

 

 

Во время проекта из аудитории выделилась группа активных слушателей. В «межлекционный» период эта группа под руководством режиссера Льва Харламова, основателя театра одновременной игры Zooпарк, проводила исследования, пыталась интерпретировать услышанное и создавала научно-документальный театральный сценарий. Итогом этой работы стал science performance (научный спектакль), показанный 27 апреля на площадке Приволжского филиала Государственного Центра Современного Искусства.
Science performance, созданный слушателями лектория «Городские среды» под руководством Льва Харламова и Екатерины Суродейкиной, представляет собой творчески переосмысленные впечатления от цикла лекций о городе. Перформанс создавался в течение всей работы лектория путём обсуждения каждой лекции непосредственно «по горячим следам».
Как лекторы рассматривали городскую среду с разных ракурсов, предлагая разные аспекты, так и творческая группа активистов рассказала о своих впечатлениях в разных жанрах. Зрители увидели коллаж в процессе его создания, показ моделей на тему «город НН», видеосюжет, читку-verbatim и многое другое. Конечно, в прицел чаще всего попадал город Нижний Новгород, несмотря на то, что все лекторы были приезжие.
Режиссёр перформанса: Харламов Лев Юрьевич (42 года), актёр, режиссёр-педагог, теле-радиоведущий.
Инициативная группа, работавшая над Sience Performance:
• Суродейкина Екатерина Михайловна (28 лет), Актриса театра и кино. Руководитель образовательной программы международного фестиваля-школы современного искусства TERRITORIЯ

• Лопухова Евгения (20 лет), студентка НГЛУ, 3 курс переводческого факультета.
• Рыбаков Николай (27 лет), сотрудник ННГУ им. Н.И.Лобачевского, научная деятельность в области социологии образования.
• Сошилина Юлия (22 года), студентка ННГУ им. Н. И. Лобачевского, финансовый факультет, специальность: бухгалтерский учет, анализ и аудит, тележурналист.
• Игнатушко Марина Владимировна (47 лет), журналист, обозреватель, критик, куратор.
• Глухова Татьяна Ивановна (58 лет), доцент межфакультетской кафедры гуманитарных дисциплин НФ УРАО
• Амиров Андрей (30 лет), социолог, городской активист.

Лекторы и организаторы:

Георгий Никич - кандидат искусствоведения, куратор Московского Форума художественных инициатив, преподаватель Московской Высшей школы социальных и экономических наук, Высшей школы экономики.

Илья Утехин – кандидат исторических наук, профессор факультета антропологии ЕУСПб, доцент факультета Свободных искусств и наук СПбГУ (этнография коммуникации, антропология технологий)
Виктор Мизиано - видный теоретик современного искусства, куратор, трижды ответственный за русский павильон на Венецианской биеннале, основатель и главный редактор «Художественного журнала»
Дмитрий Хорошилов – МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии, преподаватель кафедры социальной психологии, кандидат психологических наук

 

 


2013г., 3 - 9 февраля: Зимняя школа - 2013 "АРХЕОЛОГИЯ ТЕКСТА-3: высокое ремесло" 

Организаторы школы:

  • Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону)
  • Центр междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования (МИГО) Южного федерального университета (ЮФУ)
  • Управление международного сотрудничества ЮФУ


Время и место проведения школы: 03 – 09 февраля 2013 года, г. Сочи, санаторий «Беларусь»

Концепция Школы:

Участникам были продемонстрированы возможности и перспективы применения междисциплинарного синтеза в современной гуманитаристике, степень взаимовлияния и взаимопроникновения различных сфер гуманитарного знания через призму проблемы текста, его понимания с позиций разных предметных областей и научных парадигм.

В программе школы «Археология текста – 3», в отличие от предыдущих школ, основное внимание было сфокусировано не на теоретико-методологической проблематике, а на «высоком ремесле» – конкретных методах и приемах работы с текстом, посредством которых добывается гуманитарное знание.

Рассматривая проблему текста во всем многообразии сопряженных с ним практик, принципиально важно было показать, что творческое начало присутствует не только в производстве текстов, но и в их исследовании. Анализ текстов – отнюдь не занудное «буквоедство», а увлекательное превращение тайного в явное; дело, которое не может быть успешным без полной самоотдачи, воодушевления и азарта. Именно поэтому ключевой метафорой, раскрывающей суть концепции школы, было приключение: это может быть отнесено и к перипетиям судьбы исследуемого текста, и к тем усилиям, которые прилагает ученый, разгадывая его тайны.

В соответствии с заявленной концепцией центральное место в программе школы отводилось мастер-классам, в которых авторитетными специалистами – учеными, аналитиками, бизнесменами – был представлен личный опыт работы с текстами, а слушатели получили возможность заглянуть в их творческую лабораторию.

Кроме того, в программе школы был широко применен кейс-метод, реализованный в форме интерактивных лекций и аналитических мастерских. Содержание кейсов базировалось на результатах собственных научных изысканий преподавателей.

В соответствии с пожеланиями участников прошлой школы было уделено большее внимание фабрикам текста, в рамках которых слушатели приняли участие в производстве текстов разных жанров и назначения. Также был применен имеющийся удачный опыт работы проектных групп. Как и в предыдущих школах, в программу были включены такие интерактивные формы работы, как тренинг, квест, «кино для умных» (просмотр и обсуждение фильма, соответствующего тематике дня).

Конкурсный отбор участников:

При отборе участников организаторы, как всегда, стремились сформировать команду студентов, готовых мыслить творчески, студентов, чётко знающих, что текст – это не только «группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью». Зимняя школа «Археология текста-3: высокое ремесло» была ориентирована на стипендиатов Оксфордского Российского Фонда всех гуманитарных специальностей, чувствительных к междисциплинарным контактам и способных к интеллектуальным экспериментам.

Для отбора участников был проведён конкурс эссе на тему: «Погружение в текст: кропотливая работа или приключение?» среди студентов 3, 4, 5 курсов, а также магистрантов, получающих поддержку Оксфордского Российского Фонда. На конкурс поступило свыше 100 заявок из 17 вузов России:

• Воронежский государственный университет
• Дальневосточный федеральный университет
• Иркутский государственный университет
• Казанский (Приволжский) федеральный университет
• Кубанский государственный университет
• Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
• Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
• Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
• Пермский государственный университет
• Петрозаводский государственный университет
• Самарский государственный университет
• Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
• Сибирский федеральный университет.
• Тверской государственный университет
• Томский государственный университет
• Ульяновский государственный университет
• Южный федеральный университет.

Экспертным советом школы было отобрано 50 участников школы. 

Лекторы и организаторы школы:

Игорь Данилевский – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории идей и методологии исторической науки НИУ «Высшая школа экономики», исполнительный директор Научно-образовательного центра по истории РАН (Москва).
Семен Экштут – доктор философских наук, руководитель Центра истории искусств Института всеобщей истории РАН, заместитель главного редактора журнала «Родина» (Москва).
Андрей Кореневский – кандидат исторических наук, доцент кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения ЮФУ, начальник Управления развития магистратуры и послевузовского профессионального образования ЮФУ.
Виктор Апрыщенко – доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета ЮФУ.
Оксана Карнаухова – кандидат философских наук, доцент кафедры теории культуры, этики и эстетики ЮФУ, исполнительный директор Центра Европейского Союза на Юго-Западе России.
Мария Братолюбова – кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ЮФУ.
Наталья Архипенко – кандидат филологических наук, доцент факультета филологии и журналистики ЮФУ, директор Центра МИГО, старший научный сотрудник ЮНЦ РАН.
Елена Щукина – кандидат исторических наук, доцент отделения регионоведения ЮФУ.
Олег Михайленко – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета ЮФУ.
Ирина Бурмистрова – специалист по учебно-методической работе Центра междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования ЮФУ.
Владимир Жуков – начальник Управления международного сотрудничества ЮФУ.
Елена Рябенькая – начальник отдела развития международного сотрудничества Управления международного сотрудничества ЮФУ.
Лина Дудникова – аналитик отдела организации международной деятельности Управления международного сотрудничества ЮФУ.

Программа школы:

Мероприятия-знакомства:
1) Тренинг-знакомство,
2) Старт проектной работы (тренинг на командообразование),
3) Text-quest.

Лекции:
Семен Экштут:
1) Философия текста
2) Тексты повседневности
3) Бизнес на текстах: не продается вдохновенье?
Оксана Карнаухова:
1) Скажи мне, в каких ты сетях, и я скажу, кто ты
Наталья Архипенко:
1) Введение в литературную текстологию
2) Буква закона и законы букв: что может лингвистическая экспертиза?
Игорь Данилевский:
1) Герменевтика как приключение
Андрей Кореневский:
1) Азбука исторической критики текста
Мария Братолюбова:
1) Визуальные тексты Российской империи
Виктор Апрыщенко:
1) Манипулятивные технологии власти: историко-текстологические аспекты
Олег Михайленко:
1) Текст глазами юриста

Фабрики текста:
1) Цитаты, которые мы изучаем (И.Н. Данилевский)
2) Сказка (А.В. Кореневский)
3) Вопрос как инструмент юриста (О.В. Михайленко)
4) Научная статья (Н.А. Архипенко)
5) Как (не) написать плагиат (О.С. Карнаухова)
6) Анекдот как феномен культуры (М.В. Братолюбова)
7) Как написать исковое заявление (О.В. Михайленко)
8) Неочевидность очевидного (И.Н.Данилевский)
9) Написание мотивационных писем и CV (О.С. Карнаухова, Н. А. Архипенко)
10) Религиоведческая экспертиза текста (Е. Л. Щукина).

Мастер-классы:
1) Портрет автора на фоне текстов (по следам создателя теории «Москва – Третий Рим») (Андрей Кореневский)
2) Провинциал и его языковая личность: гордость и предубеждение (Наталья Архипенко)
3) Базовые тексты американской политической религии (Андрей Кореневский)
4) Конструирование «русского»: визуальные технологии создания нации в культуре XIX - нач. ХХ в. (Елена Щукина)
5) Авторство как правовая коллизия (Олег Михайленко)
6) Следствие по делу Святополка Окаянного (Игорь Данилевский)
7) Маленькие секреты ремесла главреда (Семен Экштут)
8) Корпоративные конфликты и способы их разрешения (Олег Михайленко, Оксана Карнаухова).

Аналитические мастерские:
1) Власть Власти и власть Нации: Великобритания как правительственный проект (Виктор Апрыщенко)
2) Политическая карикатура как исторический источник (Мария Братолюбова)
3) «Я - не расист, но...»: тексты банальной дискриминации (Оксана Карнаухова)
4) Медиатекст как источник судебных исков (Елена Щукина).

Кино для умных:
• «Любовь и смерть» (1975) – реж. В. Аллен (художественный)
• «Большие спорщики» (2007) – реж. Д. Вашингтон (художественный)
• «Аноним» (2011) – реж. Р. Эммерих (художественный).

Зимняя школа завершилась групповой проектной работой под руководством преподавателей, во время которой участники-студенты продемонстрировали полученные знания, «сфабриковав» текст по выбранным темам. После этого участники Школы были награждены призами и сертификатами, а организаторам и лекторам Зимней школы были вручены благодарности.

Результаты Зимней школы:
Как и в предыдущих Школах, заявленные цели были реализованы посредством соединения междисциплинарного подхода и комплекса образовательных, проективных, игровых и тренинговых технологий. Программа школы включала лекции, очерчивающие общие контуры проблематики; практические занятия (аналитические мастерские, мастер-классы), в которых рассмотрение обозначенных ранее сюжетов переводилось в интерактивный режим; проектную работу и «фабрики текста»; тренинги и «кино для умных» – просмотр и обсуждение фильмов по проблематике школы.

Особый акцент был сделан на проектную работу и более тесное ее соединение с «фабриками текста». Работа в проектных группах и «фабриках текста» была нацелена на создание коллективного проекта и его презентацию.
Применение методик командообразования (teambuilding) и «мозгового штурма» позволило достаточно быстро вовлечь представителей разных вузов в единое коммуникативное пространство, сформировать проектные группы и обеспечить высокую эффективность их деятельности. В ходе работы школы были реализованы следующие междисциплинарные проекты, которые, по условиям организаторов, были междисциплинарными и текстоориентированными:

• Слово на каждый день.
• Дебют в коллективе или «Курс молодого бойца».
• Лингвистическая экскурсия.
• Неофициальные названия мест г. Сочи: место встречи изменить нельзя, но переименовать можно.
• «Сказка из топора» или история одного проекта.
• Мифы о 00-ых. Каким он будет? Generation 00s.
• В ритме города.
• Рестораны и кафе с национальной кухней: самопрезентация этничностей или рекламный ход?

По итогам работы групп была проведена защита проектов и презентация полученных результатов. Следует особо подчеркнуть, что все группы справились с заданием и представили практически применимые результаты: например, группой, победившей в конкурсе, был подготовлен пилотный проект изучения новых слов, написанных на салфетках, а команда «Лингвистическая экскурсия» представила карту лингвистической экскурсии г. Сочи. По мнению самих слушателей, одним из самых значимых результатов их участия в школе стало освоение навыков работы в команде.

Отзывы участников можно прочитать здесь.

_______________________________________________________________________________________________

2012г., 30 октября - 2 ноября: Междисциплинарная международная научная школа «Социогуманитарные технологии достижений: фундаментальные и прикладные аспекты»


Организатор Школы:

• Томский государственный университет

Время и место проведения Школы: 30 октября – 2 ноября 2012 года, г. Томск.

Описание Школы:

Междисциплинарная международная научная школа «Социогуманитарные технологии достижений: фундаментальные и прикладные аспекты» для студентов и молодых ученых – победителей конкурсов на соискание стипендий Оксфордского Российского Фонда.

Школа была задумана и реализована для того, чтобы дать возможность перспективным студентам и молодым ученым презентовать результаты своих исследований, расширить ракурс видения проблем развития современных социогуманитарных исследований и технологий, познакомиться с особенностями мировых стандартов к организации подобных практик и поучаствовать в дискуссии с профессорами Томского государственного университета, приглашенными специалистами, поучаствовать в видеоконференциях с зарубежными учеными. Молодые ученые принимали участие в обсуждении основных проблем междисциплинарных исследований в гуманитарных науках, в том числе – в обсуждении подходов к развитию потенциала личности, креативности в правотворчестве и правоприменительных решениях, межкультурных аспектах коммуникации, проектировании систем социальной поддержки общества.

В работе Школы приняли участие 50 человек: студенты, магистранты, аспиранты и молодые ученые – бывшие стипендиаты Фонда. География участников – от Петрозаводска до Красноярска, от Санкт-Петербурга до Ростова-на-Дону, от Тюмени до Великого Новгорода.

Лекторы Школы:

Э.В. Галажинский – декан факультета психологии Томского государственного университета, директор НОЦ «Гуманитарные технологии», доктор психологических наук, академик РАО.

К.И. Янцен – начальник департамента по работе с персоналом группы компаний Imperial Energy, кандидат психологических наук, доцент Томского государственного университета.

Е.Г. Сырямкина – директор Парка социогуманитарных технологий (Томск), кандидат педагогических наук, доцент Томского государственного университета.

Е.В. Попова – директор НОЦ «Социально-политические исследования технологий», кандидат политических наук, доцент Томского государственного университета.

А.Е. Войскунский – заведующий лабораторией «Психологические проблемы информатизации», Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, заслуженный научный сотрудник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук.

С. Васильков – региональный директор и инновационный менеджер, НП «Институт развития малого и среднего бизнеса», Австрия.(Institut für Entwicklung der Klein-und Mittelunternehmen , Austria)

Хуберт Прайзингер – инновационный менеджер и внешний эксперт австрийского бизнес-инкубатора Tech2b, Австрия.

Д. Гайсина – научный сотрудник Кингз колледжа, Лондон, Великобритания (King's College London (UK))

Т. Ваулина – доцент Томского государственного университета, Томск, преподаватель-стажер Университета Мэривуд США, (Marywood University, USA), кандидат психологических наук.

Барбара Паркер-Белл – профессор Университета Мэривуд, США (Marywood University, USA).

Эллис Клавер – профессор Университета прикладных наук Саксион, Девентер, Нидерланды (Saxion Academie Mens en Arbeid (AMA), Deventer, Netherlands).


Программа Школы:

В программе Школы были представлены: цикл лекций ведущих ученых-гуманитариев разного профиля, видео-конференции, презентации, инвестиционная сессия, work-shop по основам грантовой деятельности, мастер-классы, разработанные авторским коллективом факультета психологии Томского государственного университета, как модули программы по потенциализации достижений в работе с талантливой молодежью, групповая работа, в том числе тренинги, проектные мастерские, а также чайная церемония и экскурсия.

На торжественном открытии перед участниками Школы выступили молодые ученые Томского государственного университета – бывшие стипендиаты Оксфордского Российского Фонда, лауреаты многочисленных премий и конкурсов - Д. Хаминов, Ю. Сметанова и Е.Аблогина - выпускники гуманитарных факультетов Томского государственного университета (исторического, психологического и филологического), Они поделились с участниками Школы историями своего успеха и отметили важность подобного рода мероприятий в личностном и профессиональном развитии молодого ученого.

О проектной работе на Школе: В начале работы Школы были сформированы 4 группы, которые в остальные дни наряду с работой по программе Школы занимались созданием и проработкой социальных практико-ориентированных проектов, перспективных с точки зрения современного общественного запроса, тенденций развития гуманитарного знания и возможностей внедрения и коммерциализации. Группы получились не только междисциплинарными, но и смешанными по принадлежности к разным университетам. Для того, чтобы проекты были, с одной стороны, максимально ориентированы на актуальный соц.заказ со стороны общества к гуманитарным наукам и, с другой стороны, были адекватны молодым специалистам, в продолжение работы второго дня участники Школы прослушали специально подготовленные по этой тематике открытые лекции (см. программу).

В время проведения Школы участники групповой работы подготовили и в последний день презентовали свои самостоятельные проекты.
1- Children Exchange: проект детского сада «Вырастим успешное поколение»,
2- Антипластик: проект Фонд внедрения экологических разработок.
3- Заработай мечту: проект брендирования городского пространства.
4- Сеть знаний: проект сообщества молодых ученых.

Презентация и обсуждение подготовленных проектов проходили в форме защиты инновационных проектов перед инвесторами.

Роль инвестора и основного эксперта убедительно исполнил председатель Оргкомитета – Э.В. Галажинский. Тщательный анализ проектов помог разработчикам увидеть сильные и слабые стороны проектов. Все проекты отличались практической ориентацией, готовностью к внедрению, некоторые из них уже описывались в терминах коммерциализации и предложений инвестору и заказчику, что несомненно показало высокий уровень экономической грамотности и проектной компетентности участников.

Психологические мастер-классы. Участники Школы смогли принять участие в двух уникальных мастер-классах.
- Проблема развития потенциала достижений у молодежи. Ведущий -Кабрин Валерий Иванович, доктор психологических наук, профессор Томского государственного университета

- Актуализация творческого потенциала участников. Ведущий - Частоколенко Яна Борисовна, кандидат психологических наук, доцент Томского государственного университета

Мастер-классы были разработаны авторским коллективом факультета психологии Томского государственного университета в качестве модулей программы по потенциализации достижений, которая ориентирована на развитие потенциала достижений, а также одаренности и креативности у молодежи разных специальностей и сфер деятельности.

Так, В.И. Кабрин, обобщив весь свой многолетний опыт в теоретической и практической психологии, представил участникам механизмы и технологии актуализации своего коммуникативного потенциала и идеи стресс-транс-формации. Участники смогли принять участие в занятиях, которые предлагали им раскрыть свои глубинные личностные ресурсы, овладеть принципами самоконтроля стрессовых состояний и перевода стресса в энергию активности.

Мастер-класс Я.Б. Частоколенко позволил участникам узнать больше о психологических основах творчества, креативности, спонтанности, творческих актов и о проблемах стереотипного (шаблонного мышления). Во время мастер-класса был продемонстрирован отрывок фильма, раскрывающий психологическую природу «установки», которая, безусловно имея позитивные эффекты, подчас мешает творческому процессу. Вторая часть мастер-класса была практической: участники живо вовлеклись в решение креативных задач, где требовалось задействовать дивергентное мышление. В ходе решения креативных задач, участники знакомились со способами творческой самопрезентации, в том числе – работы с материалами, такими как: глина, песок, бумага, камень, используя при этом стихии огня, воды, воздуха. В завершении мастер-класса участники работали с масляными красками и водой, создавая причудливые картины. После занятий картины были вывешены для обозрения всем участникам Школы.

На одном из тренингов Школы участники смогли познакомиться с идеями международного проекта в сфере когнитивных исследований талантливой молодежи, подробнее узнать о своих интеллектуальных возможностях, креативном потенциале и возможных стилях решения сложных интеллектуальных задач.

Помимо этого, участникам Школы было предложено поучаствовать в работе по актуализации личностного потенциала, узнать подробнее о своих личностных ресурсах и тех дефицитах, с которыми они могут столкнуться при выборе стратегий самореализации в тех или иных сферах жизнеосуществления.

Видео-конференции. Во второй день Школы состоялся целый цикл видео-конференций с зарубежными учеными и спикерами.
С ведущими менеджерами австрийского бизнес-инкубатора Tech2b и Института развития малого и среднего бизнеса Х. Прайзингером и С. Васильковым участники обсуждали проблемы бизнес-инкубирования и создания стартапов в России и за рубежом. В презентации были представлены основные этапы развития стартапов и бизнес-проектов, в том числе социальных, основные организационные и институциональные способы поддержки проектов на разных этапах их реализации. В целом, видео-конференция способствовала развитию проектного мышления участников и задала прагматическую направленность разрабатываемых участниками проектов.

На другой видео-конференции участники смогли познакомиться с особенностями построения карьеры, в том числе научной, молодыми российскими учеными в России и за рубежом. Им была презентована история успеха Дарьи Гайсиной – молодого ученого из России, в настоящее время преподающей в Оксфорде и успешно выстраивающей научную карьеру в Великобритании. Были сформулированы и обсуждены основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые ученые при выходе на международный научный уровень. Участникам были даны рекомендации для успешного преодоления проблем карьерного роста в России и за рубежом.

Спикеры из Университета Мэривуд (США) – эксперты этических комиссий и специалисты по организации и проведению межкультурных исследований - сформулировали для участников основные принципы организации и проведения гуманитарных исследований на международном уровне, в том числе говорили о международных этических стандартах и принципах работы в сфере гуманитарного знания.

В третий день работы Школы состоялась видео-конференция с Нидерландами. Лектор из университета прикладных наук Саксион, Девентер, Нидерланды, рассказала участникам Школы о психологических сложностях, с которыми могут сталкиваться молодые люди в период активной деятельности и решения задач, обладающих высокой стрессогенностью (в том числе информационной). Лектор наглядно описала важные признаки переутомления и депрессии, как основных психологических признаков стрессов, основные механизмы, позволяющие противостоять стрессам.

В целом, участники Школы обсудили основные проблемы междисциплинарных исследований в гуманитарных науках, подходы к развитию потенциала личности, креативности и творческого подхода в социогуманитарных областях, межкультурные аспекты коммуникации, проектирование систем социальной поддержки общества, а также познакомились с особенностями мировых стандартов в организации подобных практик.

Отзывы участников позволяют утверждать, что Школа состоялась, а предложенный формат ее проведения не только позволил участникам представить свои разработки «на суд междисциплинарной комиссии», но и актуализировать свой личностный потенциал, создать рабочие проектные команды и в целом получить удовольствие от мероприятия.
Оргкомитет Школы считает целесообразным проведение таких Школ в дальнейшем.

_______________________________________________________________________________________________


2012г., 28 апреля - 5 мая: Байкальская школа «Социальный факт и его интерпретация в исследовании и научном тексте»

Организаторы:

  • Иркутский государственный университет;
  • Центр независимых социальных исследований и образования, г. Иркутск.

Место и время проведения: г. Иркутск, оз. Байкал, 28 апреля — 5 мая 2012 года.

Участники школы: российские ученые-социологи, студенты-стипендиаты Оксфордского Российского Фонда (20 человек). 

Тема Байкальской школы социальных исследований, предложенная Центром независимых социальных исследований и образования (ЦНСИО) для студентов-стипендиатов Фонда «Социальный факт и его интерпретация в исследовании и научном тексте» даёт возможность включить в программу как методологическую рефлексию, так и работу по овладению конкретными методами социальных исследований на конкретном полевом материале.

Когда сегодня мы говорим об исследовательском образовании, речь идет о подготовке новых исследователей для новой реальности, определяемой в социологии с помощью различных формул («текучая модерность», «ускользающий мир» и т.п.), любая из которых подчеркивает изменчивость социальной ситуации и динамику, требующую от ученого разнообразного арсенала исследовательских средств и умения их сочетать. Но, с другой стороны, во многих провинциальных университетах, даже в тех, которые принято называть классическими, резко сузилось пространство исследовательского образования, доминируют процессы «школяризации» высшего образования. Это проявилось и на стадии подачи заявок для участия в Байкальской школе – всего несколько работ свидетельствовали о том, что авторы не только провели самостоятельное исследование, но и выделили свои методологические трудности, сформировали запрос на развитие своей исследовательской культуры. Таким образом, выбор тематики Байкальской школы оказался достаточно точным, предложенная программа была полностью сохранена, однако пришлось внести коррективы в задачи, решаемые как спецкурсах, так и при коллективной экспертизе работ участников (коллективные лаборатории).

В программу школы вошли:
- спецкурсы ««Понимающая традиция в социальных и гуманитарных науках: цели, методы, критерии научности» (С.Шмидт, Т.Гребенщикова), «Классика полевых исследований» (С.Шмидт, В.Воронков),
- лекции «Историческая социология» (М.Рожанский), «Социологическое наблюдение и социологические воображение» (В.Воронков),
- мастер-классы «Логика полевого исследования» (И.Штейнберг), «Методы анализа нарратива» (Е.Боярских, М.Рожанский)
- коллективные лаборатории, на которых проходила перспективная экспертиза исследовательских проектов студентов.

Преподаватели/эксперты Байкальской школы:

Илья Ефимович Штейнберг – к.филос.наук, доцент МВШСиЭН, автор книги «Качественные методы в полевых социологических исследованиях», директор Исследовательского центра «Социум» (Саратов)

Виктор Михайлович Воронков - директор Центра независимых социологических исследований (Санкт-Петербург), вице-президент Санкт-Петербургской ассоциации социологов (СПАС) в 2001-2008, Президент EART (Европейской ассоциации исследователей трансформации)

Михаил Яковлевич Рожанский - канд.филос.наук, научный директор Центра независимых социальных исследований и образования, член Санкт-Петербургской ассоциации социологов и Российской ассоциации политической науки, доцент Иркутского государственного университета.

Сергей Федорович Шмидт – к.ист.наук, доцент кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета Иркутского государственного университета

Татьяна Юрьевна Гребенщикова – научный сотрудник Центра независимых социальных исследований (г.Иркутск)

Екатерина Геннадьевна Боярских - научный сотрудник Центра независимых социальных исследований (г.Иркутск), преподаватель Иркутского государственного университета.

Программа Байкальской школы

_______________________________________________________________________________________________

 

2012г., 21 – 24 марта: Конференция студентов-стипендиатов Оксфордского Российского Фонда «Studia humanitatis: от источника к исследованию в социокультурном измерении»

Организатор конференции: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург).

Время и место проведения конференции: 21 – 24 марта 2012 года, г. Екатеринбург.

Участники конференции: студенты-стипендиаты Оксфордского Российского Фонда.

Секции конференции:

  • Источники и их интерпретация в гуманитарном дискурсе;
  • Актуальные проблемы взаимодействия и отчуждения в мировой культуре;
  • Общество: стратегии стагнации и стратегии обновления;
  • Психологические аспекты коммуникативности.


В рамках конференции были организованы актовые лекции российских и зарубежных
ученых, круглые столы. Также была организована работа по секциям.

По результатам работы конференции был подготовлен сборник трудов. Отбор тезисов для публикации проводился экспертной комиссией.

_______________________________________________________________________________________________

 

2012г., 14-16 марта: Международная научная конференция молодых ученых «Модернизация образовательных систем: проблемы, противоречия, перспективы»

Место проведения: Россия, г. Воронеж, НОУ «Воронежский учебно-методический центр профсоюзов» ул. Дарвина, д. 2а

Организатор конференции: ФГБОУ «Воронежский государственный университет», 394006, г. Воронеж, Университетская пл., д.1.

Время проведения конференции: 14-16 марта 2012 г.

Участники конференции: студенты – стипендиаты Оксфордского Российского Фонда, приглашенные зарубежные гости.

Цели и задачи конференции: анализ возможностей и перспектив модернизации образовательных систем в условиях глобализирующегося мира, оценка студентами инновационного потенциала реформирования, привлечение внимания молодежи к актуальным проблемам трансформации современного государства и общества.

План проведения конференции:
14 марта 2012 г. – заезд и размещение участников в НОУ «Воронежский учебно-методический центр профсоюзов»;
15 марта 2012 г. – работа конференции;
16 марта 2012 г. – подведение итогов, обзорная экскурсия по г. Воронежу, отъезд участников.

Программа конференции включала пленарное заседание и работу по секциям совместно с зарубежными и российскими исследователями. Среди участников конференции – проректор по международному сотрудничеству, декан факультета международного менеджмента Университета прикладных наук Йоаннеум (г. Грац, Австрия), профессор Д. Киендл-Венднер, ректор Национальной Академии Управления (Киев, Украина), доктор экономических наук С.А. Ерохин, заместитель директора Института Латинской Америки Российской академии наук, доктор политических наук Б.Ф. Мартынов. Заседания проходили в режиме параллельных секций.

Программа конференции.

Секции конференции:

  • образование как фактор обеспечения конкурентоспособности национальной экономики;
  • институционально-правовые аспекты реформирования образовательной среды;
  • социально-философские проблемы формирования единого образовательного пространства.

Количество участников конференции – 100 человек. По итогам проведения конференции опубликован сборник тезисов докладов.

_______________________________________________________________________________________________

 

2012г., 30 января — 3 февраля: Пятая международная зимняя школа «Возможные стратегии общественных изменений»

   

Организаторы: Самарский государственный университет и Ульяновский государственный университет

Место и время проведения: г. Самара, база отдыха «Лесная жемчужина», 30 января — 3 февраля 2012 г.

В работе приняли участие 39 студентов из 12 университетов-партнеров Фонда: Ульяновского, Саратовского, Воронежского, Иркутского, Ярославского, Тверского, Томского государственных университетов, а также Сибирского, Южного, Уральского и Казанского федеральных университетов, НИУ- Высшая школа экономики.

Самарский государственный университет представляли 34 студента гуманитарных факультетов.

Кроме российских студентов в Зимней школе приняли участие 7 студентов Университета Гумбольдта, Берлин, которые также представили свои доклады.

Программа Зимней школы:

Работа Зимней школы продолжалась в течение 3 дней и включала пленарные лекции, мастер-классы и работу секций. Каждый день Зимней школы начинался с пленарного заседания, на котором перед студентами выступали приглашенные ученые. После пленарного заседания проводились мастер-классы. С 14.00 до 18.00 параллельно проходила работа трех секций.

Секции:
1.Инструменты и методы общественных изменений
2.Идеалы общественного устройства
3.Объекты и субъекты общественных изменений.

С пленарными лекциями перед участниками зимней школы выступили ведущие российские ученые в области общественных наук:

Юрий Сергеевич Пивоваров, Академик Российской академии наук, директор Института научной информации по общественным наукам РАН, заведующий кафедрой Сравнительной политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук, профессор. Тема выступления: "Русская политика в историческом и культурном отношениях".

Александр Александрович Аузан, президент Института национального проекта «Общественный договор», президент Ассоциации независимых центров экономического анализа, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор. Тема выступления: "Социокультурный подход к модернизации в России".

Ирина Игоревна Глебова, руководитель центра Россиеведения Института научной информации по общественным наукам РАН, профессор кафедры Культуры мира и демократии факультета истории, политологии и права РГГУ, доктор политических наук. Тема выступления: "Почему в России не состоялся «демократический транзит»".

Александр Владимирович Перцев, декан философского факультета Уральского Федерального Университета, академик Российской академии естествознания, вице-президент Российского философского общества, доктор философских наук. Тема выступления: "Специфика управления страной с мобилизационной экономикой".

Зарубежные лекторы:

Эдгар Гранде, Профессор кафедры Сравнительной политологии, Мюнхенский Университет Людвига Максимилиана (Германия). Тема выступления: "Обновление политики в эпоху глобализации. Уроки западных демократий".

Гэвин Фэрбэрн, Профессор кафедры Философии, Городского Университета Лидса (Leeds Metropolitan University). Тема выступления: "Изменение отношения к инвалидам в Великобритании как пример общественных изменений".

С пленарными докладами перед студентами также выступили лекторы Самарского государственного университета:

Петр Серафимович Кабытов, д.и.н., профессор, советник ректора Самарского государственного университета. История в меняющемся мире.
Нина Петровна Щукина, д.с.н., профессор, заведующая кафедрой Социологии социальной сферы и демографии. Тема выступления: "Актуальные проблемы изучения социальных изменений".

Студенты принимали участие в мастер-классах, которые предполагали выполнение индивидуальных, парных и групповых заданий, формирование ряда компетенций.

Мастер-классы провели:

Гэвин Фэрбэрн, профессор кафедры Философии, Городского Университета Лидса.
Тема: "Социальные изменения: содержание и методы достижения".
В ходе мастер-класса участники обсуждали природу общественных изменений, рассматривали возможные методы достижения общественных изменений.
Работа на мастер-классе включала в себя выполнение, как индивидуальных, парных заданий, так и групповых.

Александр Владимирович Перцев, декан философского факультета Уральского Федерального Университета, академик Российской академии естествознания, вице-президент Российского философского общества, доктор философских наук.
Тема: "Шансы гуманитария в современной России".
Мастер-класс был посвящен основам ораторского мастерства и самопрезентации, корпоративной культуре и деловой этике, прагматике решения проблем и управлению коммуникациями.
Работа на мастер-классе включала в себя речевые практики, а также выявление индивидуальных стратегий формирования компетенций для каждого участника.

Михаил Викторович Астахов, к.и.н., доцент кафедры Международных отношений Самарского государственного университета. Тема: "Вопросы методологии и методики проведения социально-политического научного исследования".
В ходе мастер-класса рассматривались:
– виды профессиональной познавательной деятельности, не являющиеся научным познанием;
– основные этапы научного социального исследования;
– определение основного теоретико-методологического направления, в рамках которого проводится научное исследование;
– определение перспективной области исследования, объекта и вида исследования (предметного-описательного, теоретического, методологического, историографического, источниковедческого, библиографического, прикладного исследования);
– определение степени изучении объекта исследования и выбор предмета исследования;
– формулирования проблемы, гипотезы, цели и задач исследования;
– характеристика источников информации по предмету исследования;
– методологическая основа исследования: принципы и методы;
– форма изложения результатов исследования и структура текста с изложением результатов исследования.

Эдгар Гранде, Мюнхенский Университет Людвига Максимилиана
Тема: "Глобализация и политический конфликт в Западной Европе".
Мастер-класс был посвящен проблеме влияния глобализации на национальную политику западноевропейских государств, в т.ч. трансформацию взглядов политических партий и формирование новых общественных движений.

По итогам секционных заседаний методом голосования были определены победители в рамках каждого рабочего дня. Им были вручены дипломы и книги, авторами которых являются приглашенные на зимнюю школу лекторы. Победителями стали:

31 января 2012 г.
Секция «Инструменты и методы общественных изменений»:
1 место – Мальцева А.В., Тверской государственный университет
2 место – Щетинская Я.В., Самарский государственный университет

Секция «Идеалы общественного устройства»
1 место – Голованова А.С., Самарский государственный университет
2 место – Иванова В.Н., Самарский государственный университет

Секция «Объекты и субъекты общественных изменений»
1 место – Сливаева Д.А., НИУ Высшая школа экономики

1 февраля 2012 г.
Секция «Инструменты и методы общественных изменений»:
1 место – Терновская Д.В., НИУ Высшая школа экономики
2 место – Клюшина А.О., Самарский государственный университет

Секция «Идеалы общественного устройства»
1 место – Мухин Г.А., Ярославский государственный университет
2 место – Добробаба В.В., Кубанский государственный университет

Секция «Объекты и субъекты общественных изменений»
1 место – Голик Д.В., Самарский государственный университет
2 место – Пиковская К.Б., Самарский государственный университет

2 февраля 2012 г.
Секция «Инструменты и методы общественных изменений»:
1 место – Лукашова Е.Ю.. Южный федеральный университет
2 место – Шеховцева Л.А., Саратовский государственный университет

Секция «Идеалы общественного устройства»
1 место – Михайлов М.Л., Самарский государственный университет
2 место – Смольянинова Ю.К., Воронежский государственный университет

Секция «Объекты и субъекты общественных изменений»
1 место – Александрова А.В., Томский государственный университет
2 место – Шестакова Л.А., Самарский государственный университет

______________________________________________________________________________________________

 

2011г., 12 -16 декабря, 2012г.,  6 - 10 февраля: Зимняя научно-методологическая школа «Методологический тренинг 2011»

Тюменский государственный университет провел Зимнюю научно-методологическуюшколу «Методологический тренинг 2011». Школа состояла из нескольких этапов работы в очной и заочной форме. Первая очная сессия была посвящена обзору проблемного поля, принципам построения научного исследования, написанию академического текста. Следующий (заочный) этап — работа над статьей. Вторая очная сессия — устное выступление, работа над презентацией.
Первая очная сессия состоялась с 12 по 16 декабря 2011 г., вторая — с 6 по 10 февраля 2012 г.

Школа была нацелена на повышение качества презентации итоговнаучно-исследовательскойработы. Под презентацией понимается публичное представление результатов работы в письменной (эссе, тезисы, статьии т. д.) или устной (выступление на конференциях, семинарах, участие в публичных дискуссиях) форме.

В рамках Школы прошли лекции и тренинги по следующим вопросам:

  • структура научно-исследовательской работы;
  • академическое письмо;
  • особенности написания научных статей;
  • специфика публичного выступления.

Количество участников: 24 стипендиата ОРФ 2010–2011 уч. года.
В Школе могли принять студенты любых направлений в рамках стипендиального конкурса Оксфордского Российского Фонда.

Для отбора участников Школы был объявляен конкурс эссе в рамках проблемного поля «Соединенное Королевство: между традициями и модернизацией».

 _______________________________________________________________________________________________

 

2011г., 15–16 апреля: Четвертая Всероссийская молодежная научно-практическая конференция «Россия — XXI век»

Организаторы: 

  • Дальневосточный Федеральный Университет (ДВФ),
  • Объединенный студенческий совет ДВФУ,
  • Профсоюзная организация студентов ДВФУ,
  • Управление по делам молодежи Администрации г. Владивостока
Время и место проведения: 15–16 апреля 2011 года, г. Владивосток, Институт научной информации – Фундаментальной библиотеке ДВФУ.  
 
Участники конферецнии: Студенты высших учебных заведений, аспиранты и молодые ученые в возрасте до 30 лет.
 
Цель конференции:Произвести анализ событий, произошедших в начале двадцать первого века, попытаться построить на его основе модели, гипотезы, предположения по поводу дальнейшего развития жизни российского общества и государства в политической, правовой, экономической, социальной и культурной сферах, а также осуществить поиск путей решения уже сложившихся и прогнозируемых проблем. Уделить внимание изучению современного экономического и политического состояния Приморского края как особой политико-географической зоне, играющей важную роль в становлении и развитии отношений Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Наиболее интересные и актуальные темы, представленные участниками в ходе конференции, будут вынесены на обсуждение в рамках круглых столов, лекций и мастер-классов с участием специалистов в данных областях знаний.

Секции конференции:

  • Экономика;
  • Юриспруденция;
  • Политика и политология;
  • Социо-культурные исследования (культурология, антропология, социальная философия, социология, филология);
  • Векторы развития Приморья в 21 веке (политические, экономические, социальные процессы).

По итогам конференции лучшие доклады, рекомендованные секциями, были опубликованы в сборнике научных статей под эгидой Оксфордского Российского Фонда.

_______________________________________________________________________________________________

 

2011., 28 февраля – 4 марта: Международная научная конференция молодых ученых
«Добро и зло в современном обществе: духовно-нравственные аспекты общественного развития»

  

Организаторы: Самарский государственный университет и Саратовский государственный университет

Место и время проведения: Россия, г. Самара, база отдыха «Лесная жемчужина», 28 февраля – 4 марта 2011 г.

Участники конференции:

Зарубежные лекторы, российские ученые-обществоведы.

Студенты-стипендиаты ОРФ из следующих университетов:

  • Самарский государственный университет — 25 участников;
  • Саратовский государственный университет — 20;
  • Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики — 4;
  • Ульяновский государственный университет — 5;
  • Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова — 3;
  • Воронежский государственный университет — 3;
  • Тверской государственный университет — 3;
  • Южный федеральный университет — 5;
  • Сибирский федеральный университет — 2;
  • Томский государственный университет — 3;
  • Иркутский государственный университет — 5 участников.

Кроме стипендиатов ОРФ, в конференции приняли участие на условиях самофинансирования студенты и аспиранты СамГУ.

Темы секций:

  • Добро, зло, справедливость, гуманизм — нравственные категории в правовом измерении.
  • Дискурс добра и зла в политике и медиа-пространстве современности.
  • Вечные ценности в истории: критерии оценки исторических событий.
  • Ценностные основы культурного многообразия и культурных изменений.
  • Лики добра и зла: мозаика литературных образов.
  • Психологические основы социальной и личной морали.
  • Гуманистические ценности в становлении гражданского общества.
  • Нравственные аспекты экономической деятельности.
  • Мировой порядок: критерии и нормы его формирован

Отчет о конференции

_______________________________________________________________________________________________

 

2011г., 30 января – 5 февраля: «Археология текста в пространстве классической текстологии и вне её пределов»

Организаторы:

  • Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону)
  • Центр междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования (МИГО) Южного федерального университета (ЮФУ)
  • Управление международных связей ЮФУ

Участники: 107 студентов из 16 вузов России.

Место и время проведения: Сочи, санаторий «Беларусь» 30 января – 05 февраля 2011 года.

Концепция школы:
Не существует социогуманитарной науки, равнодушной к бытованию текста, как нет гуманитария, освобожденного от работы с этим текстом. Толкованием текста заняты юристы и теологи, его анализируют политологи и психоаналитики, разбирают историки и литературоведы, его препарируют лингвисты. Из текста извлекают знания, время, власть, ценности, травмы, удовольствие, красоту. Гуманитарии не только изучают, но и производят тексты – учебные, исследовательские, медийные, экспертные, художественные, политические. Обучение в университете ограничивает восприятие текста и приемы его производства перспективой одной академической дисциплины, что, разумеется, делает обучающегося специалистом. Узким специалистом в динамичном и фрагментарном мире постсовременности. Эта зимняя школа – для тех, кто хочет взглянуть на текст из самых разных дисциплинарных и аналитических перспектив (от классического источниковедения до медиа-исследований), для тех, кому интересно освоение широкого репертуара аналитических техник и процедур препарирования текста (от дискурс-анализа до антикоррупционной экспертизы и толкования сновидений), для тех, кто хотел бы научиться писать тексты (будь то грантовые отчеты, рецензии или биографии кандидатов в депутаты). 

Зимняя школа была ориентирована на стипендиатов Оксфордского Российского Фонда всех гуманитарных специальностей, чувствительных к междисциплинарных контактам и способных к интеллектуальным экспериментам. Может быть, именно поэтому она совмещала в себе интерес к классическому объекту социогуманитарного знания (тексту), неортодоксальную мультидисциплинарную перспективу обращения с ним и новаторские педагогические технологии.

О программе школы:
В соответствии с концепцией программа школы была реализована на следующих уровнях:
• академическом (в ходе школы читались лекции, поддерживающие разные дисциплинарные и междисциплинарные перспективы изучения текста),
• аналитическом (каждый день работали аналитические мастерские, позволившие участникам школы познакомиться с мастерством и техниками аналитики),
• практическом (на пять дней была запущена фабрики текста, где можно было принять участие в производстве текстов разных жанров и назначения),
• проектном (здесь у каждого участника школы была возможность включиться в создание и реализацию междисциплинарного студенческого проекта, работа в котором могла быть продолжена и за пределами школы).

Более подробно с программой школы можно ознакомиться здесь.

Отчет о проведении Зимней Школы.

_______________________________________________________________________________________________

 

2010г., 1 - 5 февраля: Зимняя философско-психологическая школа стипендиатов Оксфордского Российского Фонда «Светлое озеро»


Организатор: Петрозаводский государственный университет

Время проведения школы: 1 - 5 февраля 2010г.

Участники: студенты (40 чел.)

Цели и задачи школы:

Интеллектуально-духовная поддержка талантливой молодежи через создание творческого поля для результативного взаимодействия студентов-гуманитариев из классических региональных университетов и философов, психологов и педагогов из ведущих университетов страны с целью развития философско-мировоззренческой и психологической компетенций студентов в области познавательной и исследовательской деятельности и изучения потребности студенческой молодежи в развитии духовно-мировоззренческой компоненты высшего образования.

Основные мероприятия школы:

1)Тематические лекции, практические занятия, тренинги для студентов:
«Учение как феномен» (лекции и практикум)
«Психология одаренности и творчества» (лекции и практикум)
«Волшебство трансформаций: основы сказкотерапии»
(психологический тренинг)

2)Тематические лекции для студентов и преподавателей:
«Психология исследовательского поведения»
«Психология индоктринации или как не попасть в финансовую пирамиду, тоталитарную секту и т.п.»
«Современная философская антропология»
«Философия поступка»
«Почему мысль приводит слова в замешательство?»
«Моральная экономика. Третий путь России»

3)Круглый стол участников школы
«Будущее университетской философии – какое оно?»

Программа школы

Сборник работ победителей конкурса эссе на участие в школе и двух преподавателей школы размещен здесь.

_______________________________________________________________________________________________

 

2010г., 1 – 5 февраля: Международная научная конференция 
«Экзистенциальный выбор базового тренда: российское общество перед вызовами времени»

    

Организаторы: Самарский государственный университет и Ульяновский государственный университет.

Место проведения: Россия, г. Самара, база отдыха «Лесная жемчужина». Время проведения конференции: 1 – 5 февраля 2010 г.

Участники конференции: европейские и американские лекторы, российские ученые-обществоведы, студенты-стипендиаты Оксфордского Российского Фонда (70 человек).

Цели и задачи конференции: Развитие потенциала российской науки в сфере исследования человека и общества за счет объединения ресурсов научных школ России и Запада, привлечение внимания молодежи к роли науки в обществе и включения молодых исследователей в научные дискуссии с известными учеными. Программа конференции включала пленарные заседания, работу по секциям совместно с российскими и зарубежными исследователями.

Темы секций:

  • Гражданское общество как фактор социального развития
  • Ключевые факторы внешней среды бизнеса: Институциональные реформы
  • Методы геополитического анализа государства в ситуации глобальных изменений
  • Анализ этнокультурных процессов в обществе
  • Исследование самосознания и саморегуляции личности в период перемен
  • Методы анализа экономических и политических рисков в странах переходного периода в изменяющемся мире
  • Профессиональное и индивидуальное развитие человека в период социальных преобразований
  • Вызовы и кризисы как факторы цивилизационного развития
  • Читатель в современном мире.

Отчет о конференции

_______________________________________________________________________________________________

 

2009г., 13 – 16 мая: Междисциплинарная научная конференция студентов-стипендиатов Оксфордского Российского Фонда «Онтология кризиса в пространстве и времени человека»

 

13 – 16 мая 2009 года, Самарский государственный университет

Конференция работала по секциям:

  • Экономика. «Развитие теорий экономических кризисов»
  • Юриспруденция. «Актуальные теоретические и практические проблемы современного правового регулирования общественных отношений»
  • Социология. «Традиции и новации в культуре эпохи кризиса».
  • История. «Кризис как фактор развития личности и социума: исторический контекст».
  • Психология и педагогика. «Современная реальность: гуманитарный кризис или этап развития»
  • Филология. «Антикризисный потенциал языковой культуры и литературной традиции»

Отчет о конференции

_______________________________________________________________________________________________

 

2009г., 23 – 24 апреля: Научная конференция студентов-стипендиатов Оксфордского Российского Фонда
«Вызовы глобализации и перспективы человека в современном мире»

23 – 24 апреля 2009 года, Уральский государственный университет им. А.М. Горького (г. Екатеринбург)

Основные направления работы конференции:

  • Коммуникативные стратегии в XXI веке
  • Общественно-политические трансформации в современном мире
  • Глобализирующийся мир в представлениях социальных субъектов
  • Социокультурная идентичность в меняющемся мире
  • Российские рынки в условиях мировой и финансовой нестабильности
  • Культура конца XX — начала XXI века: проблемы и тенденции развития

В рамках конференции были организованы актовые лекции ведущих ученых Уральского госуниверситета и работа по секциям.

Отчет и программа конференции

 _______________________________________________________________________________________________

 

2008г., 15 – 16 мая: Междисциплинарная научная конференция молодых ученых и специалистов
«Социум и культура в процессе международной интеграции: изменение феноменов культуры»


15 – 16 мая 2008 года, Самарский государственный университет

Конференция работала по секциям:

  • Секция 1. Мировая и региональная экономика в эпоху глобализации.
  • Секция 2. Приоритеты права в международном процессе.
  • Секция 3. История международных отношений и межкультурного взаимодействия.
  • Секция 4. Образ «Другого» и проблема понимания в современной культуре.
  • Секция 5. Изменяющееся общество: проблемы трансформации социальных и культурных практик.