События

Весенняя Школа ОРФ - 2018 АРХЕОЛОГИЯ ТЕКСТА-6: неизведанные тропы

Идея школы:

Ключевой концепт, заложенный в названии школы «Археология текста-6», имеет двойственный смысл. С одной стороны, он может пониматься в качестве метафоры исследования текста как «тропы́ первопроходца». Это одновременно и увлекательное «путешествие в неизведанное» – захватывающее приключение, интригующее, порой похожее на запутанный детектив, и в то же время – кропотливый труд, упорное, а зачастую утомительное преодоление многочисленных помех на пути к пониманию текста (антитеза тропа – шоссе). С другой стороны, тропы – это образы, стилистические или риторические обороты речи (греч. τρόπος — оборот), т.е. слова и выражения, используемые в переносном, иносказательном значении с целью усиления выразительности повествования, внесения в него эмоциональных и смысловых оттенков, обертонов, подтекстов. Являясь своего рода гиперссылкой, троп оказывается одновременно и одним из самых информативных элементов текста (поскольку данным словом или словосочетанием осуществляется переадресация к другому информационному массиву), и самых трудных для его понимания. Наличие тропов осложняет восприятие информации, если между адресантом и адресатом имеется ментальный барьер, либо они включены в разные временны́е, социокультурные (цивилизационные) или этнолингвистические контексты. В этом случае троп может стать «битой» гиперссылкой, указывающей на отсутствующий (удаленный, перемещенный) или недоступный ресурс, либо может возникнуть «ложная переадресация», иллюзия коммуникации (эффект Qui pro quo). 

Обращение к концепту тропа и основным его разновидностям (синекдоха и метонимия, гипербола, метафора, ирония, оксюморон) позволяет комплексно рассмотреть ключевые проблемы текстологии и продемонстрировать слушателям школы основные приемы анализа, дешифровки и интерпретации текста. Соответственно, сохраняя традиционный для школ «Археология текста» тематический принцип построения программы, организаторы фокусировали проблематику каждого учебного дня на конкретном виде риторических фигур, и через призму данного тропа решаем научно-образовательные задачи школы.

Программа школы

Принцип построения учебного процесса – тот же, что и в предыдущих школах «Археология текста»: все дни, за исключением дня заезда участников и последнего (итогового) являются тематическими. Первый тематический день является пропедевтическим: его программа состоит из лекций вводного характера и мероприятий, направленных на включение слушателей в работу школы, их знакомство друг с другом, преподавателями, целями и задачами школы, принципами и правилами организации учебного процесса. Каждый из последующих тематических дней будет посвящен одному из ключевых элементов коммуникативной цепи (адресант – кодировка – канал связи – адресат), но – в целях моделирования процесса исследования - в обратном порядке, т.е. от получателя к отправителю.

Расписание каждого дня состояло из 5-6 занятий (длительность каждого – один астрономический час), при этом лишь пропедевтические лекции первого дня и постановочные (вводные) лекции последующих тематических дней являются общими, тогда как для остальных видов занятий слушателям предоставляется выбор из 2-3 вариантов. Каждый тематический день открывается постановочной лекцией, очерчивающей общие контуры проблематики. Дальнейшая программа дня включает мастер-классы и аналитические мастерские, в которых рассмотрение обозначенных ранее сюжетов переводится в интерактивный режим.  

В первый (день заезда) и второй (пропедевтический) дни школы проводились тренинг-знакомство, «текст-квест» и ориентационный семинар «Старт проектной работы», что традиционно позволяет превратить слушателей школы, представляющих около двадцати различных университетов, в монолитный учебный коллектив и сформировать в его составе проектные группы. В программу каждого последующего дня включены «фабрики текста», в которых слушатели получают навыки не только анализа, но и производства текстов разных видов и жанров. Кроме того, на всем протяжении работы школы слушатели разрабатывали коллективные междисциплинарные проекты, в которых на практике закреплялись полученные ими знания. При этом ключевым условием признания проекта успешным является его «текстоцентричность» и наличие овеществленного результата в виде конкретных и практически применимых текстов. Завершался день «кино для умных» – просмотр и обсуждение фильма, соответствующего тематике дня. В последний день проходила публичная защита групповых проектов и награждение лучших команд. 

Тематика дней школы:

  • 2 день «Синекдоха: начнем с со-понимания!» 
  • 3 день «Метонимия: у истоков мышления и коммуникации».
  • 4 день «Гипербола: дьявол прячется в деталях».
  • 5 день. «Метафора и миф: метаязык или метатекст?»
  • 6 день «Ирония: не делайте умное лицо!»
  • 7 день «Оксюморон: завершение начал и начало прошлого»  (обсуждение и подведение итогов школы, вручение сертификатов участникам, прощание).

Лекторы школы

За годы реализации проекта «Археология текста» сложилась команда преподавателей, основу которой составляют координаторы и тьюторы Программы МИГО ЮФУ, имеющие опыт организации и проведения подобных мероприятий, а также приглашенные лекторы: 

•Игорь Данилевский  – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории идей и методологии исторической науки  НИУ ВШЭ, Исполнительный директор Научно-образовательного центра по истории РАН.

•Семен Экштут – доктор философских наук, профессор, руководитель Центра истории искусств Института всеобщей истории Российской академии наук, заведующий кафедрой «Искусство и гуманитарные науки»  ГАУГН РАН;   редактор отдела «Российской газеты» по отделу журнала «Родина». 

•Хероним Граля – профессор Варшавского университета, почетный профессор Московской академии экономики и права, член Польско-российской комиссии историков ПАН-РАН.

•Константин Богданов – доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института Русской литературы (Пушкинский дом) РАН (Санкт-Петербург).

Впечатления участников Школы "Археология текста -6"

После окончания Школы ее учстники поделились впечатлениями о Школе, ее лекторах, осоьенностях работы на школе и ее еще о многом другом, что заставило их задуматься или улыбнуться. Познакомиться с их впечатлениями можно, кликнув мышью по картинке.