События

Летние мастерские 2017: "Феномен моды. Ценности, структура, функции"

С 09 по 14 июля 2017 года в Творческой резиденции ЧЕХОВ#APi проходил комплексный образовательный и научно-практический проект "ФЕНОМЕН МОДЫ. Ценности, структура, функции" .

Участники Школы были отобраны экспертами Фонда из 35 претендентов - стипендиатов ОРФ, подавших заявки на конкурс . Организаторы ориентировались на получение заявок как от участников, которые ранее не участвовали в проектах, поддерживаемых ОРФ, так и от тех, кто ранее уже бывал на подобных проектах. В число 24 участников вошли 12 бакалавров, 9 магистрантов, 3 аспиранта из 13 университетов.

Однако за счет введения в программу инновационного по отношению к прошлому организационному опыту компонента – а именно, арт-мастерской проекта «Буква года» – школа в целом приобрела довольно серьезный публичный статус. В частности, благодаря конкурсу «Буква года», содержание и реализация которого коррелировала с работой в рамках исследовательских и проектных групп, пользователи разных онлайн-ресурсов (например, Pictaram.org), а также горожане-посетители арт-кластера и центра дизайна Artplay смогли стать вовлеченными наблюдателями финала деятельности участников мастерских.

СТРУКТУРА И ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

Комплексный характер работы мастерской предусматривал соединение разнообразных форматов, обеспечивающих возможность запуска и успешного развития индивидуальных и групповых исследовательских процессов, и/или проектных инициатив. В максимально общем виде работа мастерских состояла из:

  • лекционно-дискуссионного блока, в ходе которого участники знакомились с case-study известных ученых (филологов, антропологов, культурологов, философов, психологов, экономистов), которые формировали концептуальное и проблемное поле обсуждения феномена моды;
  • групповой самостоятельной работы, предназначенной для меппинга и картирования исследовательских проблем, избранных участниками в качестве основы для проводимого исследования или проектирования решений социокультурных проблем, в том числе, в арт-форматах. В рамках мастерских было использовано несколько новаторских подходов к организации групповой работы: дискуссии в формате dare-to-ask session, notes meeting, quick scrum-session, foresight session (форсайт);
  • отчетных мероприятий в форматах питчинга, общего пленума и презентации в формате «total product concept» сессии, предназначенных для репрезентации хода исследования/проектирования, формирования соответствующего критического фидбека со стороны мастеров и калибровки методов и подходов к последовательному оформлению идеи исследования/проекта.

Полная программа работы Мастерской .

Групповая работа направлялась и поддерживалась мастерами – известными специалистами в культурологии, социологии и филологии. Каждый из руководителей групп, с одной стороны, осуществлял модерационную функцию –изучение и учет интересов каждого из членов группы, c другой – функции руководителя – участвовал в выборе общей темы и определял масштаб, метод и направленность исследования. Участники были поделены на три группы:

Группа «Modus vivendi» . Мастер – Константин Богданов

Группа «Теория модного места» . Мастер – Виктор Вахштайн

Группа «Модная контркультура потребления» . Мастер – Оксана Мороз

Подробно о принципах и практиках работы Мастерской можно прочитать в отчете организаторов .

В последний день работы мастерских были подведены итоги сетевого конкурса «Буква года» , к участие в котором приглашались и внешние авторы. Куратором конкурса выступал художник Артем Лоскутов, который сопровождал процесс кристаллизации и производства букв на мастерских, модератором стал Георгий Никич. Презентация конкурса в формате демонстрации-дефиле проводилась в Центре дизайна Artplay – одном из творческих творческом кластеров Москвы. Победителем конкурса жюри объявило Полину Чубарь, магистрантку Высшей школы экономики из Москвы, представившую проект «3Р: реновация, регион, разрыв».