Новости фонда

Конференция «Тьютор в российском университете. Роли, возможности, перспективы»

С 27 февраля по 2 марта в Москве прошла конференция «Тьютор в российском университете. Роли, возможности, перспективы». Мероприятие, организованное АНО «Тетраморф» при поддержке Оксфордского Российского Фонда (ОРФ), было призвано объединить экспертное знание и локальный опыт в новой для российского образования сфере – тьюторском сопровождении студентов. Ведущие эксперты в области тьюторского сопровождения образовательных процессов высказали свои суждения о современном состоянии тьюторства в российских университетах, обсудили основные положения новой масштабной программы ОРФ – «Тьютор в университете: специфика, подготовка, практика».

Философия, история и российская специфика тьюторского сопровождения студентов явились предметом принципиальной профессиональной дискуссии, это касалось положения тьютора в университете, комплекса вопросов профессиональной этики, степени и формы связанности тьюторских практик с другими учебными и административными процессами. Несовпадение и даже несовместимость оксфордской и российской моделей тьюторства заставили детальнее исследовать возможности тьюторства как среды и инструмента модернизации системы университетского образования – его движения в сторону индивидуализации образовательных траекторий студентов, необходимой “избыточности” учебного предложения. 

Ключевыми докладчиками экспертной конференции стали Татьяна Михайловна Ковалева (д.п.н., профессор МГПУ, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации), Ирина Аполлоновна Колесникова (д.п.н., Санкт-Петербург), Виктор Раульевич Имакаев (д.филос.н, заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы Регионального института непрерывного образования ПГНИУ), Наталья Николаевна Красовская (начальник отдела индивидуализации образования, старший преподаватель Liberal Arts College Института общественных наук РАНХиГС). Существенный вклад в «повышение напряженности» обсуждения внесли выпускники (и тьюторанты) Оксфорда Владимир Багаев (директор Издательской группы «Закон», заместитель главного редактора журнала «Вестник экономического правосудия», приглашенный преподаватель МВШСЭН) и Олег Харитонов (магистр права юридического факультета Оксфордского университета, адвокат Адвокатской палаты Москвы, член Королевского института арбитров, Великобритания).

Важной задачей конференции явилась экспертная разработка основных позиций принципиальных моделей тьюторства, включающих как адаптацию и навигацию студентов «на входе» в процесс обучения, так и участие в образовательных, проектных и исследовательских практиках учащихся, информирование о возможности внешних (за пределами университета) научно-образовательных активностей, определение первых шагов по ступеням «карьерной лестницы». 

Конференции предшествовал конкурс университетов. Для пилотного этапа тьюторской программы ОРФ эксперты отобрали заявки из 5 российских университетов: Иркутского государственного университета, Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Пермского государственного национального исследовательского университета, Томского государственного университета и Южного федерального университета. Инновационный характер и масштаб инициативы Оксфордского Российского Фонда был выражен в насыщенной и креативной программе конференции (куратор Максим Буланов, руководитель московского отделения Межрегиональной тьюторской ассоциации, магистр педагогики), и в использовании комплекса взаимосвязанных аналитических, проектных и даже игротехнических форматов, и в создании мотивирующего пространства действия участников, где важную роль сыграли и дизайн, и выставочная программа, и динамика визуальных и аудиопрезентаций. 

Кроме расстановки основных акцентов и определения актуальных для России координат тьюторских практик, итогом обсуждения стали рекомендации по формулированию основных положений конкурса поддержки тьюторства, проведение которого ОРФ запланировал на апрель – декабрь 2019 г. Существенным результатом проекта уже сейчас можно считать налаживание связей, выработку общего языка и формирование позиции, характеризующей профессиональное положение и развитие института тьюторства, как одного из наиболее актуальных аспектов развития и совершенствования студентоориентированного образования. Следующим шагом обсуждения проблем тьюторства в российских университетах станет конференция, подводящая итоги практического запуска программы в пяти российских университетах. Это событие намечено на конец ноября – декабрь 2019 г. 

Мы будем рады предоставить фотографии и дополнительную информацию по запросу, который можно направить по адресу: orffund@yandex.ru