Информация

Контакты

Представительство Оксфордского Российского Фонда (Великобритания) в РФ

Россияг.Москва, ул.Чаянова, д.18, офис 1

(499) 978 4321, (499) 978 3914,

Глава Представительства
Оксфордского Российского
Фонда (Великобритания) в РФ

Сергиевская Алла Леонидовна

Летняя школа 2012 в Москве и Московской области

Летняя школа «Гуманитаристика и креативная экономика. Научное знание и методы визуального кодирования в практике междисциплинарных исследований», организованная Агентством "Творческие индустрии" при поддержке Оксфордского Российского Фонда, прошла с 30 июня по 7 июля 2012 года в Москве. В школе приняли участие 23 стипендиата Фонда и 3 преподавателя из университетов-партнеров Фонда.

 

ОРГАНИЗАТОРЫ ШКОЛЫ:

  • Агентство "Творческие индустрии";
  • Оксфордский Российский Фонд.

ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЫ: 30 июня - 7 июля 2012 года, г. Москва и Московская область, Одинцовский район, пансионат "Солнечная поляна".

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАТОРАХ ШКОЛЫ:

Агентство "Творческие индустрии" (http://creativeindustries.ru/) - проектное и аналитическое агентство, деятельность которого направлена на развитие в России творческих индустрий и креативной экономики.

ОПИСАНИЕ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

В течение последних пяти лет Агентство «Творческие индустрии» с рядом организаций-партнеров проводит летние школы, участниками которых становятся студенты и преподаватели, стипендиаты Оксфордского Российского Фонда из региональных российских университетов. Общая тема летних школ – осуществление междисциплинарных образовательных и проектных программ, связанных с развитием в России творческих индустрий и креативной экономики. Программы разрабатываются таким образом, чтобы включить и активизировать интересы слушателей различных специальностей – историков и филологов, экономистов и правоведов, психологов, социологов и философов. Важнейшая задача проводимых летних школ - практическая демонстрация возможности «конвертации» академического знания в практическую деятельность с помощью проектных технологий.


Работа в рамках предыдущих школ и общение с преподавателями выявила проблему невключенности результатов исследований студентов и магистрантов в контексты, потенциальные для плодотворного обмена между наукой и практикой. Одна из причин такого положения дел - отсутствие адекватного современного языка коммуникации, в том числе возможностей для визуализации собственных идей и концепций. Освоение и использование визуальных элементов способствует формированию новых форматов междисциплинарной и межинституциональной коммуникации, на что и была направлена летняя школа 2012 года.


Особенностью школы 2012 стало ее сценирование как медиа площадки, где основным языком выражения был визуальный. В ходе работы школы снимался фильм, фиксирующий всё происходящее. Школа позволила участникам по-новому представить свои проекты и исследования, благодаря освоению визуального языка и работы с мультимедийными форматами.


Целью проекта являлось: формирование исследовательского и проектного поля в регионах в области современной гуманитаристики (междисциплинарных научно-практических исследований и проектов в области креативной экономики, творческих индустрий).

Задачи проекта:
• стимулирование исследовательской и проектной работы, проведение ряда исследований в региональных университетах;
• проведение летней школы, посвященной творческим индустриям, креативной экономике и современному гуманитарному знанию;
• осуществление инновационного – визуально ориентированного – подпроекта, обеспечивающего многообразие экранных форм подготовки, проведения и подведения итогов работы летней школы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОЕКТУ:

В рамках проекта была осуществлена следующая деятельность:
1. Конкурсный отбор слушателей летней школы на основе мультимедийных эссе;
2. Проведение летней школы в июле 2012 года в форме комплекса сценированных документальных съемок;
3. Консультации, мониторинг и сбор видеоматериалов от слушателей по итогам их исследовательской проектной деятельности;
4. Монтаж фильма и выпуск мультимедийного диска по итогам работы летней школы;
5. Техническая обработка и размещение видеоматериалов в сети Интернет.

АУДИТОРИЯ ПРОЕКТА:

Школа проводилась для студентов III-IV курсов и магистрантов – стипендиатов ОРФ, обучающихся по специальностям: археология, искусство, история, культурология, мировая литература, политика, право, психология, социология, филология, философия, экономика, этика и религиоведение, этнология в университетах-партнерах Оксфордского Российского Фонда. К участию в Летней школе 2013 также были приглашены сотрудники университетов-партнеров Фонда (преподаватели, аспиранты и прочие сотрудники).

ОТБОР УЧАСТНИКОВ ШКОЛЫ:

Проводился на основании конкурса видеоэссе «Какие городские проблемы можно решить с помощью моей профессии?». 

Программа Летней Школы имела междисциплинарный характер и была адресована студентам 3–4 курсов и магистрантам — стипендиатам Фонда, обучающихся по специальностям: археология, искусство, история, культурология, мировая литература, политика, право, психология, социология, филология, философия, экономика, этика и религиоведение, этнология в университетах-партнерах Фонда.

ПРОГРАММА ШКОЛЫ:

В программе Школы, как и в предыдущие годы, были предусмотрены лекции ведущих специалистов-гуманитариев, работа слушателей в группах по подготовке проектов, дискуссии, деловые игры. Работа в группах под руководством тренеров и модераторов проходила в форме семинаров, проектных мастерских, дискуссий и круглых столов, направленных на обсуждение и проработку материала, представленного на лекциях. В Москве в рамках Школы ее участники посетили творческие площадки, компании и организации, относящиеся к сектору творческой экономики.

С программой школы можно ознакомиться здесь.

Презентации преподавателей школы:

1. Е. Зеленцова: "Гуманитарные науки и вызовы современности"(формат pdf, размер 20.3 МБ).

2. Е. Мельвиль: "Новые условия игры: правовые и экономические контексты проектно-институциональной деятельности" (формат pdf, размер 5.7 МБ).

3. Г. Никич: "Двадцать лет датского опыта: ученые фермеры и хозяйствующие философы" (формат pdf, размер 21.1 МБ).

4. А. Алексеев: "Практика нарратива и идея платформы" (формат pdf, размер 2.0 МБ).

5. Эллен О'Хара: "Cockpit Atrs: Addressing market failure in craft entrepreneurship" (формат pdf, размер 7.2 МБ).

Лекции школы: Эллен О'Хара: https://www.youtube.com/watch?v=b-rTHAtEu2Y.

Фотоотчет о проведении Летней школы: http://oxfordrussia.ru/gall/summer-school-2012-Moscow/. За фотографии благодарим участника школы Кирилла Никонова.

ЭКСПЕРТЫ, ЛЕКТОРЫ И МОДЕРАТОРЫ ШКОЛЫ:

Эллен О’Хара - глава отдела развития бизнес-инкубатора для дизайнеров Кокпит Артс (Cockpit Arts), Великобритания.

Марк Пенсон - профессор Кингстонского университета, специалист в области культурологии и истории кинематографа, Великобритания.

Елена Зеленцова - кандидат культурологии, директор Агентства «Творческие индустрии», директор Культурного Центра ЗИЛ, руководитель специализации «Креативные индустрии» факультета управления социoкультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук (далее – МВШСЭН), автор книг «Творческие индустрии: теории и практики» и «Культурная политика и экономика культуры. Тезисы для сборки региональных стратегий»; ведущая семинаров по творческим индустриям, фандрейзингу, менеджменту в культуре; автор статей по менеджменту в культуре, творческим индустриям, культурной политике и изобразительному искусству.

Елена Мельвиль - заместитель директора Агентства «Творческие индустрии», исполнительный директор Культурного Центра ЗИЛ, преподаватель факультета управления социoкультурными проектами МВШСЭН, автор учебно-методического комплекса по курсу «Правовые и экономические модели культурной деятельности», книги «Культурная политика и экономика культуры. Тезисы для сборки региональных стратегий»; эксперт по экономическим, юридическим вопросам деятельности некоммерческих организаций; тренер и лектор на семинарах по финансовому менеджменту, менеджменту в сфере культуры и реструктуризации бюджетного сектора.

Георгий Никич - кандидат искусствоведения, член Правления Международной ассоциации искусствоведов, куратор Московского международного форума художественных инициатив, преподаватель факультета управления социокультурными проектами МВШСЭН, куратор более 100 выставок в России и за рубежом, эксперт и ведущий мастерских российских и международных семинаров по менеджменту в области культуры, автор многочисленных статей и книг по изобразительному искусству.

Александр Алексеев - исполнительный креативный директор Publicis United, профессор Института Коммуникации и Медиа, Государственный Университет Печати; президент Клуба Арт-директоров России, со-председатель Комитета Креативных Агентств АКАР (Ассоциации Коммуникационных Агентств России); ведет спецкурсы в МГИМО, ВШЭ, РГГУ, BHSD, Wordshop; художник-график (работы находятся в коллекциях США, Италии, Германии, России); автор ряда критических статей по искусству и современной культуре (серия публикация в ХЖ, Искусстве Кино), а также рекламе и коммуникации.

Константин Богданов - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, автор многочисленных исследований по истории русской и европейской культуры, истории науки и гуманитарной традиции.

Катрина Меньшикова - автор и куратор проектов в области театра, кино, литературы, в том числе междисциплинарных (arts and science); один из российских организаторов международного образовательного проекта PechaKucha; также работает как переводчик с английского, французского, итальянского языков.

Сергей Терентьев - медиа-художник, живописец, театральный художник; работает в разнообразных смешанных техниках и формах современного искусства (видео-арт, анимация, объект, инсталляция, перформанс, photo-based art, лэнд-арт и др.); независимый куратор многих художественных выставок и проектов. Режиссер снятого на Летней школе фильма о ее проведении. 

Павел Степанцов - MA in Sociology, старший научный сотрудник Центра Социологических Исследований РАНХиГС при Президенте РФ, автор исследований по социологии образования, социологии знания, философии и теории действия и эпистемологии социальных наук.

В качестве гостей на Летней школе присутствовали:

Борис Салтыков - кандидат экономических наук, член Попечительского совета Оксфордского Российского Фонда (Великобритания), генеральный директор Государственного политехнического музея, президент Ассоциации «Российский дом международного научно-технического сотрудничества», профессор кафедры управления наукой и инновациями в НИУ «Высшая школа экономики».

Алла Сергиевская – доктор технических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, глава Представительства Оксфордского Российского Фонда (Великобритания) в РФ (Москва).

Татьяна Соболь – помощник главы Представительства Оксфордского Российского Фонда (Великобритания) в РФ (Москва).

Организационные вопросы решали: Ольга Кизина, Екатерина Сачкова и Наталья Блохина. Кионоператоры школы: Сергей Красавцев и Денис Зыбин.