События

«ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ. Диалектика будущего в зеркале стагнаций, упадков и катастроф»

«ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ. Диалектика будущего в зеркале стагнаций, упадков и катастроф» - комплексный образовательный и научно-практический проект Ассоциации менеджеров культуры и Оксфордского Российского фонда. Дистанционная работа 25 участников проекта началась после подведения итогов конкурса и завершилась трехдневной очной мастерской в Подмосковье (4-6 декабря 2019 года, яхт-отель «Новый берег») и открытой конференцией в Москве (7 декабря 2019 года, в рамках программы Ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№21).

Среди 25 участников, отобранных по итогам конкурса , было 11 студентов бакалавриата, 11 магистрантов, 2 аспиранта и 1 доцент из университетов-партнеров ОРФ.

Базовым принципом организации мастерских стал акцент на философских и социологических аспектах рассмотрения проблем, после чего на этих «углубленных» основаниях выстраивались поля кейсов и аналитических процедур, относящихся к различным комплексам, центральным событием которых оказалась та или иная катастрофа – техногенная, социогенная, «натурогенная» или комплексная по своей природе. Таким образом, проект принципиально разделялся на две группы нарративов – базово-теоретический и практически-исследовательский.

Научные руководители и организаторы проекта заранее спланировали особый тип пропорционирования виртуальных и очных форматов работы проекта. В частности, онлайн-период работы , включавший налаживание базовой коммуникации, определение корпуса обязательной литературы, проведение индивидуальных консультаций, скайп-конференций и коллективной работы в сети, был организован как долговременный и многоступенчатый процесс. Основными его итогами должны стали, с одной стороны, методологическая подготовка к реальной фазе проекта, с другой – максимальное продвижение к разработке и модификации идей каждого из участников.

Важным принципом организации работы стало выделение ценностей индивидуального авторского намерения, его обоснование и контекстуализация в рамках групповой и тематической специфики проекта.

На всем протяжении проекта основополагающими принципами работы с участниками мастерских были:

  • готовность к переосмыслению своих аналитических привычек, связанных с усвоенными академическими практиками и дисциплинарными ограничениями, в новых контекстах и междисциплинарных исследовательских полях, а также провоцирование возникновения межпроектного, межуниверситетского взаимодействия в средне- и долгосрочной перспективе;
  • повышение уровня приспособленности к сложным коммуникативным взаимодействиям, сотрудничеству и кооперации;
  • готовность использовать различные методики публичной презентации позиций,  ценностей и стейтментов с возможностью выхода за пределы комфортного для академического исследователя конвенционального, наукообразного повествования и использование «концентрированных» логик кратких по времени презентаций.
  • принцип «достаточной сложности» выражался в обязательном прочтении участниками философских и социологических текстов (в том числе – в режиме пропедевтического чтения). Практика «усложнения» – в первую очередь проявление внебытовых логик и связей между явлениями и понятиями – должна была позволить участникам увидеть и начать исследовать неочевидные контексты рассмотрения избранных ими тем.
  • концентрация на точном формулировании исследовательского вопроса и перефокусировке проблемного поля стали не только базой для демонстрации эффективности критического мышления, но и фактически открыли новые аспекты освоения и переосвоения избранного авторами научно-практического материала.

Оффлайн-период был организован как комплекс взаимодополняющих нарративных и интерактивных мероприятий. Общая смысловая структура проекта по дням вкратце была такова:

  • День 1 – знакомство (темы дня: «Сетка понятий, Ориентация, Самонахождение»)
  • День 2 – теории («Катастрофы и последствия в философии, теории познания, этике, нарративах»)
  • День 3 – кейсы полевых исследований («Риски и катастрофы в оптике повседневности»)
  • День 4 –  участие (в научном процессе/конференции; тема дня: «Осознание контекстов и опыт трансляции»)

Каждый день состоял из одних и тех же блоков, но по-разному скомбинированных. Это:

  • занятия, объединяющие лекции и дискуссии;
  • занятия, объединяющие интеллектуальный игротехнический формат и академическое чтение (или активный просмотр киноматериала);
  • индивидуально-коллективная работа с мастерами в пределах исследовательских групп;
  • индивидуальная работа и консультации по ней в ходе подготовки презентаций для конференции;
  • опционально – индивидуальная практика ЗОЖ, как основание для эффективной самоорганизации в рамках интенсивного просветительского творческого проекта.

Видеозаписи лекций на нашем сайте:

Чередование групповых и общих форматов работы было основано на разделении участников на четыре группы. В соответствии с профилем мастеров этих групп тематико-методологическая специфика работы в них была акцентирована как «филологическая» (группа Константина Богданова), «социологическая» (группа Константина Гаазе), «философская» (группа Ирины Дуденковой) и «историко-антропологическая» (группа Артема Космарского).

Финальным форматом работы проекта стала открытая конференция, на которой в присутствии нескольких сотен зрителей участники мастерской имели возможность представить свои идеи в одном ряду с выступлениями известных ученых и экспертов.

По традиции работа мастерских завершилась вручением сертификатов.