События

«ПРАВИЛА ИГРЫ»: принять или нарушить?

27 июля 2018 года Конференцией в Еврейском музее и Центре толерантности завершилась пятидневная междисциплинарная проектно-образовательная мастерская, в которой приняли участие 25 стипендиатов Оксфордского Российского Фонда - студентов, магистрантов и аспирантов из 15 вузов страны. Тема летней мастерской была сформулирована как «Правила игры: форматы, конвенции, риски», ее основные мероприятия проходили с 22 по 26 июля в подмосковном доме отдыха «Новый берег». Традиционно организатором мастерской стала Ассоциация менеджеров культуры при поддержке Оксфордского Российского Фонда. 

Отбор в мастерскую проходил на конкурсной основе. Каждый участник представил презентацию своего творческого проекта. Претенденты должны были описать и проанализировать ситуацию, в которой были бы связаны профессионально-образовательная деятельность студентов и пребывание их в рамках университета. Главный аспект анализа этой ситуации состоял в фиксации «правил и норм», которые направляли ее развитие, а также нарушений этих правил игры, которые при это допускались. Проекты, выигравшие конкурс, проходили «пересборку» во время проектных сессий мастерской. Структура каждого дня программы состояла из двух образовательных блоков: лекционно-дискуссионных сессий и командной работы над проектами с тьюторами. 

С лекциями выступили эксперты-консультанты: 

  • Петр Сафронов, кандидат философских наук, руководитель образовательной программы «Доказательная образовательная политика» НИУ ВШЭ (лекция-дискуссия «Принцип (не)достаточности: что значит выражение “достигнуть результата?”»); 
  • Дмитрий Дагаев, кандидат физико-математических наук, заместитель проектора, доцент НИУ ВШЭ, (лекция «Определение правил игры: таргетирование исхода в условиях рационально действующих игроков») 
  • Мария Штейнман, кандидат филологических наук, профессор НИУ ВШЭ (мастер-класс «The game is on: концепт игры в массовой культуре») 
  • Ирина Чечель-Варская, кандидат исторических наук, руководитель образовательных программ Фонда эффективной политики (лекция-дискуссия «Повод к «естественности» и политический морализм») 

Работа в группах осуществлялась под кураторским руководством Константина Богданова (доктор филологических наук, научный сотрудник Института русской литературы РАН), Оксаны Мороз (кандидат культурологии, доцент МВШСЭН и РАНХиГС) и Арсения Куманькова (кандидат философских наук, старший преподаватель НИУ ВШЭ). 

С подробным описанием концепции, хода работы и итогов мастерской можно ознакомиться в отчете организаторов.

Миссия ОРФ сформулирована очень широко и обще: «... развитие гуманитарного образования в России». Практика нашей работы структурировала деятельность, определила ее специфику и комплексную эффективность. Стипендии студентам, магистрантам, аспирантам – инструмент определения группы способных и самостоятельно мыслящих молодых гуманитариев. Стипендиаты – пассивные носители статуса («стипендиат Оксфордского Российского Фонда») и потенциал для осуществления интенсивных (активных) форм образовательных проектов. Мастерские, а также школы, семинары и специальные проекты – это активная целенаправленная образовательная деятельность. В большинстве случаев это оригинальные по концепции и уникальные по форме события.

Алла Сергиевская, Глава Представительства Оксфордского Российского Фонда в России