События

«АКТУАЛЬНАЯ АНТИЧНОСТЬ. Идеи и идеалы. Экономика и право. Культура, религия, наука»

«АКТУАЛЬНАЯ АНТИЧНОСТЬ. Идеи и идеалы. Экономика и право. Культура, религия, наука» - комплексный образовательный и научно-практический проект Ассоциации менеджеров культуры и Оксфордского Российского фонда. Дистанционная работа 25 участников проекта началась после подведения итогов конкурса, была продолжена на четырехдневной очной школе-лаборатории в Подмосковье (25-28 февраля 2020 года) и завершилась 29 февраля 2020 года групповыми выступлениями - "судебными тяжбами" - в библиотеке МВШСЭН.

На конкурс было подано 75 заявок, из которых эксперты отобрали 25 победителей. Программа мастерских привлекла внимание, в первую очередь, студентов. Однако за счет введения в программу серьезного академического и актуального социокультурного контекста, также в мастерских приняли участие магистранты, аспиранты и преподаватели университетов. При этом 52% победителей конкурса никогда ранее не участвовали в аналогичных мастерских, что свидетельствует, с одной стороны, об актуальности заявленной темы (в проекте участвовали студенты и молодые исследователи с самыми разными научными и проектными интересами), с другой – о высокой степени заинтересованности молодого академического сообщества в гибридных, требующих творческого осмысления и применения самостоятельных исследовательских интенций, темах. Уровень подготовки участников, представлявших такие предметные поля как «философия», «социология», «филология», «история», «культурология», «экономика», «политология» оказался достаточным для последовательной разработки тем и проблем от идеи к рамочному докладу и далее – к перформативной форме интерпретации академического исследования.

Комплексный характер работы мастерской предусматривал многоаспектное рассмотрение общего тематического поля, позволяющее как расширить и углубить профессиональные и академические знания участников, так и представить новые способы постановки вопросов, связанных с античностью в современном мире. Канвой, соединившей все различные подходы, стала тематика рецепции и интерпретации. Это позволило разрабатывать проблемы и подходы, значимые не только для тех участников, чей интерес связан непосредственно с историческим периодом, обозначаемым как «Античность», но и для широкого круга студентов и исследователей различных областей гуманитарных наук. Множество кейсов обеспечили возможность расширения горизонта знаний участников по теме, а также позволили увидеть феномен с новых сторон и из новых перспектив.

Онлайн-период работы, включавший налаживание базовой коммуникации, определение корпуса обязательной литературы, проведение индивидуальных консультаций, скайп-конференций и коллективной работы в сети, был организован, как долговременный и многоступенчатый процесс.

Участники были разделены на три группы. Разделение определялось профилем тематической и методологической направленности и тематическим полем итогового выступления: «запрет» / «табу», «прекрасное», «свобода». Руководителями этих групп стали, соответственно:

  • Константин Богданов – доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Профессор НИУ ВШЭ (СПб);
  • Наталья Федорова – кандидат филологических наук, поэт, медиа художник, доцент факультета Свободных искусств и наук (СПбГУ) основатель 101.Фестиваля медиа поэзии;
  • Александр Марей – кандидат юридических наук, доцент Школы философии, факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

Офлайн-период был организован как комплекс взаимодополняющих нарративных и интерактивных мероприятий. Общая смысловая структура программы мероприятий по дням может быть кратко выражена следующим образом:

  • День 1 – знакомство и проблематизация тематического поля
  • День 2, день 3 – разработка понятия «Античность» и специфика работы с ним в современной культуре
  • День 4 – работа с различными аспектами «Античности» как исторического периода
  • День 5 – участие в постановке судебных тяжб (библиотека МВШСЭН)

В программу очной школы-лаборатории входили: 

  • лекции-дискуссии, 
  • занятия, объединяющие интеллектуальный игротехнический формат, академическое чтение или активный просмотр киноматериала
  • коллективная работа с экспертами в пределах исследовательских групп.

Лекции руководителей групп и приглашенных экспертов доступны на Youtube-канале ОРФ и на сайте Фонда в разделе "Материалы":

В качестве итогового выступления участники создали и разыграли постановки, аллегорически иллюстрирующие проблематизацию одного или нескольких противоречий, значимых для современного общества. Логические, политические, этические и эстетическое противоречия, были представлены в форме инсценировки судебной тяжбы. Такая форма, отсылающая к античным судебным тяжбам, позволила кратко и наглядно изложить аргументы и взгляды различных сторон на актуальную проблему.

В сюжете «Квадратура круга» в режиме судебного заседания обсуждались вопросы адаптации, легитимации, эксклюзии «чужого» в системе данной этической, эстетической, политической системы. При этом данность системы, как и данность «инакомыслия» были выдержаны в абстрактных (универсальных) геометрических характеристиках.

Кейс потери и возможности обретения (возврата) прав и возможностей индивидуума в обществе отразился в перформансе «Позитивная евгеника». Идея обратимости или необратимости решений, личной ответственности и государственной политики; этические вопросы, связанные с оплатой и «переносом» расходов на образование в сферу компенсации «запрета на рождение детей», – все это оказалось объектом не только критики прагматических общественных установок, но и основанием для анализа правовых структур от античности до наших дней.

«Дело о суррогатном материнстве» – судебный перформанс, в котором сторонами диалога становятся не только личности государства (как в предыдущем кейсе) но изменение индивидуальных позиций и возникновение комплекса правовых, экономических и эстетических вопросов. Природные, цивилизационные и технологические аспекты суррогатного материнства оказываются в противоречии, несмотря на базовые юридические основания конкретной ситуации. Движение времени, обстоятельства жизни изменяют позиции людей и, соответственно, модифицируются условия взаимоотношений и взаимодействий субъектов.

Подробнее о проекте можно прочитать в отчете организаторов.