События

Конференция «Тьютор в университете: специфика, подготовка, практика»

Конференция «Тьютор в университете: специфика, подготовка, практика» , проходившая 21-23 октября 2020 года, стала завершающим мероприятием пилотного проекта ОРФ, направленного на поддержку университетских тьюторов.

Этот проект возник на пересечении интересов Фонда и университетов-партнеров. Поскольку в британской системе образования важная роль тьютора подтверждена и закреплена многолетней традицией, поддержка тьюторов мыслилась как закономерное продолжение стипендиальной программы, в которую к 2019 году уже были включены студенты всех уровней образования. Со своей стороны, в российских университетах существует большой интерес к новым практикам, направленным на индивидуализацию образования, и некоторые университеты из «нашей двадцатки» уже внедряют у себя те или иные модели тьюторского сопровождения.

Пилотный проект начался в конце 2018 года с конкурса университетов . Из четырнадцати университетов, подавших заявку на участие в нем, были отобраны пять - Иркутский государственный университет,  Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Томский государственный университет, Южный федеральный университет (три университета с тьюторской практикой, существующей более двух лет, один университет с тьюторской практикой менее двух лет, и один университет, планирующий введение тьюторской практики). Для представителей этих пяти университетов с 27 февраля по 2 марта 2019 года была организована установочная конференция «Тьютор в российском университете. Роли, возможности, перспективы» с участием приглашенных экспертов – специалистов в новой для российского образования сфере тьюторского сопровождения студентов. Разговор о современном состоянии тьюторства в России, о принципиальных моделях тьюторства, об объединении экспертного знания и локального опыта в этой области, о положении тьютора в университете, о профессиональной этике тьютора, о связанности тьюторских практик в другими учебными и административными процессами  был необходим и полезен для дальнейшей реализации проекта.

Весной 2019 года состоялся стипендиальный конкурс для тьюторов из пяти упомянутых университетов. Всего было подано 65 индивидуальных заявок. Модели тьюторского сопровождения, представленные на конкурс, оценивались по таким критериям, как актуальность всей модели, сомасштабность целей и плановых показателей эффективности, перспективность и целесообразность используемых педагогических технологий, учет особенностей образовательной и пространственной среды конкретного университета, выраженность связей проекта со структурой университета и внеуниверситетскими событиями, партнерами, институциями. Тридцати победителям конкурса (по шесть от каждого университета, участвующего в проекте) была присуждена стипендия на 2019-2020 учебный год в размере 7000 рублей в месяц. С 1 сентября по согласованию с администрацией университета они приступили к апробации своих тьюторских моделей. Типологически проекты распределились между семью категориями:

  • Сопровождение адаптации студентов в вузе
  • Сопровождение развития учебных навыков студентов
  • Сопровождение иностранных студентов
  • Сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья
  • Сопровождение профессионализации студентов
  • Сопровождение академического развития студентов
  • Сопровождение проектной деятельности студентов

Помимо финансовой помощи проект включал индивидуальную и групповую дистанционную супервизию проектов в течение учебного года. В качестве супервизоров выступили:

  • Буланов Максим Владимирович - тьютор, магистр педагогики, член правления регионального отделения "Межрегиональная тьюторская ассоциация" в Москве и Московской области.
  • Кушнир Кристина Вячеславовна - руководитель регионального отделения "Межрегиональная тьюторская ассоциация" в Москве и Московской области, практикующий тьютор, интеллект-тренер, магистрант МГПУ.
  • Красовская Наталья Николаевна - начальник отдела индивидуализации образования факультета Liberal Arts Института общественных наук РАНХиГС.
  • Данилова Анастасия Вадимовна - тьютор программы "Liberal Arts College" РАНХиГС.
  • Раченкова Дарья Андреевна - тьютор программы "Liberal Arts College", преподаватель кафедры общей психологии РАНХиГС, практикующий психолог.

Суммарно было проведено около 240 часов консультаций для участников проекта. Супервизия позволяла участникам сделать рефлексивную остановку, осмыслить свои действия в проекте, спланировать дальнейшие шаги развития. Помимо этого, супервизор оказывал методическую поддержку, делился содержательными материалами (статьями, монографиями, ссылками на тематические ресурсы), что способствовало самообразованию стипендиатов в области тьюторского сопровождения. Нужно отметить, что во втором семестре технология супервизии была изменена: получив обратную связь от стипендиатов, эксперты приняли решение отказаться от «матрицы тьюторского проекта» и «Дневника тьютора» в пользу проведения сессий супервизии по подготовленному списку вопросов.

25 июня 2020 года состоялся итоговый семинар, на котором участники презентовали и осмысляли приобретенный опыт, анализировали удачные и неудачные моменты, обсуждали планы на дальнейшее развитие практики в своих университетах. Важно отметить, что по итогам работы стипендиатов в учебном году во взаимодействие с тьюторами было вовлечено примерно 600 студентов.

Завершением пилотного проекта стала конференция «Тьютор в университете: специфика, подготовка, практика» , состоявшаяся 21-23 октября 2020 года. Ключевым сюжетом конференции стала попытка определить характер развития тьюторства в России по отношению к мировому опыту: преемственность, заимствование или параллели. В результате аналитических сессий и круглых столов собравшиеся в офлайн-пространстве конференции пришли к выводу, что российское университетское тьюторство находится на том этапе развития, когда можно констатировать в общей массе становление так называемых “деланий”, но пока еще не  практик. Для того, чтобы называться практиками, “делателям” необходимо разработать теоретические и онтологические основания.

На конференции прошла и онлайн сессия с представителями вузов, трансформирующихся уже сейчас: Нурлан Киясов представил опыт НИТУ “МИСИС”, Кирилл Баранников поделился результатами исследований, проводимых по теме в МГПУ, а Олег Лешуков – исследованиями, проводимыми его лабораторией “Развитие Университетов” Института Образования НИУ ВШЭ. Соня Смыслова и Андрей Комиссаров поделились опытом и соображениями о траектории развития “неклассических” университетов – Universal University и “Университет 2035”. Во второй день конференции Вадим Пак представил кейс развития тьюторской службы ТГУ, Наталья Красовская – кейс становления тьюторской практики в ИОН РАНХиГС, а Кристина Кушнир  озвучила итоги годичной стипендиальной программы ОРФ «Тьютор в российском университете».

По итогам дискуссии офлайн-участники конференции собрали аналитическую сессию, в которой обсудили возможный образ университета. Ключевыми элементами модели стали понятия «сообщество сообщества», «студент самоопределяющийся», «чувство принадлежности» как своеобразный мостик между таким студентом и сообществами. В такой картине роль тьютора заключается в том, чтобы сопровождать постоянное самоопределение студента, направлять и консультировать студента по ресурсам среды и сообществ, и, что самое главное, помогать студенту осмыслять любой свой опыт как образовательный и сформировать устойчивое умение проектировать дальнейший опыт именно в этом ключе.

В завершение эксперты поделились своими соображениями о том, какие формы мог бы принять конкурс стипендий для тьюторов в будущем и какую инфраструктурную поддержку могут оказывать формирующимся тьюторским практикам в российских университетах такие организации, как благотворительные фонды, в частности Оксфордский Российский Фонд или Межрегиональная Тьюторская Ассоциация .