Новости фонда

Конференция «Тьютор в университете: специфика, подготовка, практика» - итоги

21-23 октября 2020 года состоялась конференция «Тьютор в университете: специфика, подготовка, практика». Мероприятие, организованное АНО «Тетраморф» при поддержке Оксфордского Российского Фонда (ОРФ), стало завершением пилотного проекта Оксфордского Российского Фонда, в ходе которого 30 тьюторов из 5 российских университетов в течение года работали над своими проектами сопровождения студентов.

Эта конференция объединила специалистов, занимающихся развитием и исследованием университетского  тьюторства. Ключевым вопросом стала попытка определить характер развития тьюторства в России по отношению к мировому опыту: преемственность, заимствование или параллели. В результате аналитических сессий и круглых столов собравшиеся в офлайн-пространстве конференции пришли к выводу, что российское университетское тьюторство находится на том этапе развития, когда можно констатировать в общей массе становление так называемых “деланий”, но пока еще не  практик. Для того, чтобы называться практиками, “делателям” необходимо разработать теоретические и онтологические основания. 

На конференции прошла и онлайн сессия с представителями вузов, трансформирующихся уже сейчас: Нурлан Киясов представил опыт НИТУ “МИСИС”, Кирилл Баранников поделился результатами исследований, проводимых по теме в МГПУ, а Олег Лешуков – исследованиями, проводимыми его лабораторией “Развитие Университетов” Института Образования НИУ ВШЭ. Соня Смыслова и Андрей Комиссаров поделились опытом и соображениями о траектории развития “неклассических” университетов – Universal University и “Университет 2035”. 

Разговор о траекториях развития университетов и практик сопровождения студентов был поддержан докладом профессора Татьяны Ковалевой, президента «Межрегиональной Тьюторской Ассоциации», прозвучавшим в записи. 

По итогам дискуссии офлайн-участники конференции собрали аналитическую сессию, в которой обсудили возможный образ университета для «ревущих двадцатых». Ключевыми элементами модели стали понятия «сообщество сообщества», «студент самоопределяющийся», «чувство принадлежности» как своеобразный мостик между таким студентом и сообществами.

В такой картине роль тьютора: 

  • сопровождать постоянное самоопределение студента, 
  • навигировать студента по ресурсам среды и сообществ и тем самым помогать студенту осмыслять любой свой опыт как образовательный
  • а впоследствии помочь студенту сформировать умение проектировать как таковой и свой будущий опыт

Во второй день конференции Вадим Пак представил кейс развития тьюторской службы ТГУ, Наталья Красовская – кейс становления тьюторской практики в ИОН РАНХиГС, а Кристина Кушнир  озвучила итоги годичной стипендиальной программы ОРФ «Тьютор в российском университете».

Завершилась  конференция постановкой новых вопросов. Для их отработки была организована специальная сессия интерактивного вопрошания, поддерживаемая технологией, разработанной Вадимом Карастелевым (МГПУ). В результате сессии эксперты сформулировали топ острых вопросов о тьюторстве:

Кого в вузе, кроме тьютора, заботят реальные проблемы студентов? 

Когда настанет пора доказательного тьюторства? 

Насколько явный вред наносит недоуменный тьютор? 

Есть ли еще профессии, которые строят себя с такими же проблемами, как тьюторство? 

Кто выполнял бы функции тьютора, если бы его не было?

и другие. 

 

В завершение эксперты поделились своими соображениями о том, какие формы мог бы принять конкурс стипендий для тьюторов в будущем и какую инфраструктурную поддержку могут оказывать формирующимся тьюторским практикам в российских университетах такие организации, как благотворительные фонды, в частности Оксфордский Российский Фонд или Межрегиональная Тьюторская Ассоциация.

Максим Буланов, 
Куратор проекта ОРФ  “Тьютор в российском университете” и ведущий конференции.